Оценка мерчандайзинга
Из этой статьи вы узнаете:
Цель мерчандайзинга – увеличение прибыли торговой точки. Но следить за выкладкой, наличием рекламных материалов, разнообразием ассортимента и запасом товаров недостаточно. Даже если соблюдаются все эти пункты, должного эффекта от мерчандайзинга может не наступить – продажи останутся на прежнем уровне или вовсе начнут падать, количество клиентов будет оставаться неизменным, а торговые площадки начнут приносить убытки. И все это потому, что не учитывается такой важный этап, как оценка эффективности мерчандайзинга.
Оценка мерчандайзинга – часть процесса маркетинга, без которой он не будет приносить должных результатов.
Цели оценки мерчандайзинга
Эти мероприятия направлены на:
- увеличение суммы среднего чека;
- рациональное использование площади торгового зала;
- корректировку ассортимента и предоставление покупателю перечня выгодных товаров;
- увеличение продаж, используя различные методы.
В условиях жесткой конкуренции между продавцами товаров неумение оценивать свою работу и в нужный момент вносить изменения практически всегда приводит к снижению продаж, потере клиентов и другим негативным последствиям для магазина.
Какие существуют критерии оценки эффективности мерчандайзинга?
Чтобы произвести оценку мерчандайзинга и воспользоваться одним из видов анализа, понадобятся статистические данные или критерии. Их делят на три группы:
- Количественные. Это все то, что можно посчитать или отнести к определенной группе. Сюда входит сумма чека, его разбивка по категориям, общее количество чеков за выделенный промежуток времени, количество товарных групп, бренды, представленные в магазине и т.п.
- Внутренняя и внешняя информация. Сюда относят месторасположение магазина и его проходимость, общую торговую площадь, количество товара от поставщиков и т.п.
- Показатели сбыта. Это динамика и изменения объемов продаж, среднего чека и другие данные. К этой группе принято относить и статистические опросы потребителей – иногда небольшой опрос может дать максимум полезной информации о том же расположении торговых отделов, удобстве парковки или количестве тележек для товаров.
Располагая такой информацией, можно ставить задачу об оценке эффективности мерчандайзинга торговой точки.
Виды анализа
Когда выбран критерий оценки и собраны данные, можно приступать к анализу:
- ABC-анализ ассортимента. За его основу взят принцип Парето. Для сферы продаж он звучит так – 80% прибыли приносит 20% товара, остальные 20% прибыли приносят 80% товаров. Суть исследования – в разделении всего ассортимента на три группы:
- А – товары, приносящие 80% прибыли;
- В – приносящие 15% прибыли;
- С – приносящие 5% прибыли.
Могут быть добавлены еще две группы:
- D – товары под заказ;
- F – не приносящие прибыль.
Исходя из этого, выделяются товарные группы, которые постоянно должны быть в наличии и в сторону которых должен быть сделан упор при продаже. Те товары, которые приносят минимальную прибыль или не приносят ее вовсе, исключаются из продажи либо уменьшаются их поставки, а заменяют эти товары более маржинальные группы.
Читайте также:
Эволюция мерчандайзинга- XYZ-анализ ассортимента. Этот метод использует статистические формулы и делит ассортимент на три группы товаров:
- X – с отклонением спроса до 10%;
- Y – с отклонением 10-25%;
- Z – с отклонением выше 25%.
Используя эти показания, можно прогнозировать продажи и ассортимент, учитывать значение сезонных колебаний и т.п.
- Анализ использования торговых площадей. Первый вариант расчета – это процентное соотношение доли товара в общих продажах к месту, которое он занимает на полке. Если товар крупногабаритный, для соотношения используют общую торговую площадь и площадь, которую занимает этот товар. Если коэффициент равен 0,6- 1, то площадь используется рационально, если более 1 – следует задуматься о расширении товарной группы. Если же он менее 0,6 – нужно анализировать выкладку товара и искать причины низких продаж.
- Анализ динамики товарооборота, прибыли, средней суммы покупки и количества покупок по дням недели. Этот вид анализа применяют для формирования целостной картины состояния дел в магазине, изменения его политики, выделения товарных групп, которые больше всего привлекают покупателей.
- Анализ сумм структуры чека. При этом учитывается количество наименований товаров – если их много в каждом чеке, то покупатели вовлечены в процесс торговли. Если в основе структуры товары первой необходимости, то на товары, которые покупают импульсно, люди не обращают внимание. Также формируется средняя потребительская корзина – все то, что пользуется спросом, и должно составлять основу ассортимента.
Анализ эффективности мерчандайзинга – необходимое мероприятие для розничной торговли, которое должно проводиться периодически для корректировки политики магазина. Это способствует увеличению продаж и притоку новых клиентов.
Оценка и построение эффективного мерчандайзинга с LEADER TEAM
Требуется грамотно построить систему мерчандайзинга на предприятии? Или вам необходимо провести оценку эффективности уже действующего мерчандайзинга в магазине? Для решения этих задач вы можете обратиться в компанию Leader Team. Мы работаем более чем с 28 000 торговых точек по всей России, и наш опыт позволяет нам гарантировать качество оказываемых услуг.
Свяжитесь с нами по телефону +7 (495) 258-37-27 или напишите на электронную почту moscow@leaderteam.ru – наши специалисты проконсультируют вас по всем интересующим вопросам и помогут сделать мерчандайзинг вашего предприятия наиболее эффективным.
01.07.2020