Оценка мерчандайзинга

Из этой статьи вы узнаете:

Цель мерчандайзинга – увеличение прибыли торговой точки. Но следить за выкладкой, наличием рекламных материалов, разнообразием ассортимента и запасом товаров недостаточно. Даже если соблюдаются все эти пункты, должного эффекта от мерчандайзинга может не наступить – продажи останутся на прежнем уровне или вовсе начнут падать, количество клиентов будет оставаться неизменным, а торговые площадки начнут приносить убытки. И все это потому, что не учитывается такой важный этап, как оценка эффективности мерчандайзинга.

Оценка мерчандайзинга – часть процесса маркетинга, без которой он не будет приносить должных результатов.

Оценка мерчандайзинга

Цели оценки мерчандайзинга

Эти мероприятия направлены на:

  • увеличение суммы среднего чека;
  • рациональное использование площади торгового зала;
  • корректировку ассортимента и предоставление покупателю перечня выгодных товаров;
  • увеличение продаж, используя различные методы.

В условиях жесткой конкуренции между продавцами товаров неумение оценивать свою работу и в нужный момент вносить изменения практически всегда приводит к снижению продаж, потере клиентов и другим негативным последствиям для магазина.

Какие существуют критерии оценки эффективности мерчандайзинга?

Чтобы произвести оценку мерчандайзинга и воспользоваться одним из видов анализа, понадобятся статистические данные или критерии. Их делят на три группы:

  1. Количественные. Это все то, что можно посчитать или отнести к определенной группе. Сюда входит сумма чека, его разбивка по категориям, общее количество чеков за выделенный промежуток времени, количество товарных групп, бренды, представленные в магазине и т.п.
  2. Внутренняя и внешняя информация. Сюда относят месторасположение магазина и его проходимость, общую торговую площадь, количество товара от поставщиков и т.п.
  3. Показатели сбыта. Это динамика и изменения объемов продаж, среднего чека и другие данные. К этой группе принято относить и статистические опросы потребителей – иногда небольшой опрос может дать максимум полезной информации о том же расположении торговых отделов, удобстве парковки или количестве тележек для товаров.

Располагая такой информацией, можно ставить задачу об оценке эффективности мерчандайзинга торговой точки.

Эффективность мерчандайзинга

Виды анализа

Когда выбран критерий оценки и собраны данные, можно приступать к анализу:

  1. ABC-анализ ассортимента. За его основу взят принцип Парето. Для сферы продаж он звучит так – 80% прибыли приносит 20% товара, остальные 20% прибыли приносят 80% товаров. Суть исследования – в разделении всего ассортимента на три группы:
  • А – товары, приносящие 80% прибыли;
  • В – приносящие 15% прибыли;
  • С – приносящие 5% прибыли.

Могут быть добавлены еще две группы:

  • D – товары под заказ;
  • F – не приносящие прибыль.

Исходя из этого, выделяются товарные группы, которые постоянно должны быть в наличии и в сторону которых должен быть сделан упор при продаже. Те товары, которые приносят минимальную прибыль или не приносят ее вовсе, исключаются из продажи либо уменьшаются их поставки, а заменяют эти товары более маржинальные группы.

  1. XYZ-анализ ассортимента. Этот метод использует статистические формулы и делит ассортимент на три группы товаров:
  • X – с отклонением спроса до 10%;
  • Y – с отклонением 10-25%;
  • Z – с отклонением выше 25%.

Используя эти показания, можно прогнозировать продажи и ассортимент, учитывать значение сезонных колебаний и т.п.

  1. Анализ использования торговых площадей. Первый вариант расчета – это процентное соотношение доли товара в общих продажах к месту, которое он занимает на полке. Если товар крупногабаритный, для соотношения используют общую торговую площадь и площадь, которую занимает этот товар. Если коэффициент равен 0,6- 1, то площадь используется рационально, если более 1 – следует задуматься о расширении товарной группы. Если же он менее 0,6 – нужно анализировать выкладку товара и искать причины низких продаж.
  2. Анализ динамики товарооборота, прибыли, средней суммы покупки и количества покупок по дням недели. Этот вид анализа применяют для формирования целостной картины состояния дел в магазине, изменения его политики, выделения товарных групп, которые больше всего привлекают покупателей.
  3. Анализ сумм структуры чека. При этом учитывается количество наименований товаров – если их много в каждом чеке, то покупатели вовлечены в процесс торговли. Если в основе структуры товары первой необходимости, то на товары, которые покупают импульсно, люди не обращают внимание. Также формируется средняя потребительская корзина – все то, что пользуется спросом, и должно составлять основу ассортимента.

Анализ эффективности мерчандайзинга – необходимое мероприятие для розничной торговли, которое должно проводиться периодически для корректировки политики магазина. Это способствует увеличению продаж и притоку новых клиентов.

Анализ ассортимента торговой точки

Оценка и построение эффективного мерчандайзинга с LEADER TEAM

Требуется грамотно построить систему мерчандайзинга на предприятии? Или вам необходимо провести оценку эффективности уже действующего мерчандайзинга в магазине? Для решения этих задач вы можете обратиться в компанию Leader Team. Мы работаем более чем с 28 000 торговых точек по всей России, и наш опыт позволяет нам гарантировать качество оказываемых услуг.

Свяжитесь с нами по телефону +7 (495) 258-37-27 или напишите на электронную почту moscow@leaderteam.ru – наши специалисты проконсультируют вас по всем интересующим вопросам и помогут сделать мерчандайзинг вашего предприятия наиболее эффективным.

01.07.2020