Эволюция мерчандайзинга
Из этой статьи вы узнаете:
Временем возникновения понятия «мерчандайзинг» принято считать конец первой трети XX века. Но приемами и возможностями представить свой товар в выгодном свете пользовались еще торговцы древности. Так, мерчандайзинг, как и любое другое явление в экономике и маркетинге, прошел долгий путь развития.
Искусство торговли с древних времен до XX века
Торговые взаимоотношения между людьми возникли практически сразу же с появлением человечества. Поэтому относительно мерчандайзинга эволюцию торговли можно представить в нескольких временных отрезках:
- Меновая торговля и зарождение товарно-денежных отношений. Уже в этот период люди старались сделать так, чтобы их изделие понравилось потребителю. Учитывая языковые барьеры того времени, ориентироваться можно было только на внешний вид товара и минимальные объяснения продавца. Уже на этом этапе мерчандайзингу можно дать одно из современных определений – процесс продажи и покупки с минимальным вмешательством продавца, то есть товар должен продать сам себя.
- Возникновение цехов и урбанизация. В это время и производство, и продажа товара были сконцентрированы в руках одного субъекта. Появляются лавки, где продавцы определенным образом выкладывают товары, оформляют торговые точки для привлечения внимания, например, с помощью вывески. Цеховое производство передавалось по наследству, а вместе с ним и накопленные знания об искусстве торговли.
- Мануфактурное производство и увеличение прослойки профессиональных торговцев. Они не производили товар, а занимались исключительно его продажей, поэтому имели больше времени для понимания процессов торговли, формирования нужного ассортимента, оформления торгового места, чтобы оно привлекло покупателя.
- Возникновение и наращивание фабричного производства в XIX веке. Появляются товары розничной торговли широкого потребления. Увеличение количества продукции потребовало и увеличения количества продавцов, которыми нередко становились неподготовленные люди, не знакомые с искусством продаж. К тому же первые фабричные товары не всегда имели привлекательный внешний вид.
В XIX веке возникает необходимость конкурирования среди однотипной массы товаров и разработки методики прибыльных продаж.
Возникновение понятия мерчандайзинг
Высокая конкуренция, а также мировой экономический кризис 30-х годов XX века, привели к снижению покупательской способности клиентов и перепроизводству товаров. Стало очевидно, что для продаж мало одной только необходимости купить товар. Клиент обращает внимание на ценовую политику, расположение и привлекательность магазина, ассортимент, внешний вид товара и т.п.
Все это привело к возникновению специфической для того времени профессии – мерчандайзера. Человека, который берет на себя контроль над состоянием продукции, дизайном помещения, вывески, рекламных материалов, а также оптимизирует расположение товаров в магазине и т. п. Однако развитие мерчандайзинга происходило медленно – было накоплено недостаточно теоретических данных, которые позволяли бы анализировать факторы, влияющие на продажу.
Эволюция мерчандайзинга после 1960-х годов
В этот момент происходит переориентация рынка именно на покупателя. С течением времени мерчандайзинг проходит следующие стадии развития:
- Планограмма поставщика – выкладка товара производится по схеме поставщика, но пока еще редко учитывает интересы покупателя и продавца.
- На этой стадии разработка выкладки ведется совместно – поставщик и продавец ищут компромисс, который учитывал бы еще и третью сторону – покупателя. Уделяется внимание структурированию торговых залов, поскольку они становятся большими, и клиентам не всегда легко в них ориентироваться.
- Третий этап развития характеризуется индивидуальным подходом к каждой торговой точке и залу.
- Переход к категорийному мерчандайзингу.
- Категорийный мерчандайзинг эволюционирует в категорийный менеджмент – более широкое и объемное понятие.
Читайте также:
Мерчандайзинг на предприятииМерчандайзинг в России
Учитывая, что необходимых условий для возникновения мерчандайзинга на постсоветском пространстве не было до 90-х годов прошлого века, Россия несколько отстает в этом плане от зарубежных торговых сетей. Но после выхода на российский рынок транснациональных корпораций (таких, как Coca-Cola, Procter & Gamble) продавцы активно перенимают опыт по продвижению товаров и ведут работу по адаптации правил мерчандайзинга для российского покупателя.
Сегодня развитие мерчандайзинга в России можно отнести к четвертой стадии – внедрение категорийного принципа.
В данный момент мерчандайзинг как эффективный инструмент маркетинга используется всеми торговыми сетями и продавцами без исключения, позволяя повысить продажи до 15% без задействования других инструментов.
Услуга мерчандайзинга в компании LEADER TEAM
Специалисты компании Leader Team применяют накопленный за много лет работы опыт и знания для повышения прибыли предприятий. Так, среди наших клиентов более 28 000 торговых точек по всей России.
Если вам необходима помощь в построении эффективного мерчандайзинга в вашей компании либо есть вопросы, касающиеся этой сферы, свяжитесь с нами по телефону +7 (495) 258-37-27 или задайте их, написав нам на электронную почту moscow@leaderteam.ru. Наши специалисты с удовольствием вас проконсультируют.
01.07.2020