Категорийный мерчандайзинг
Из этой статьи вы узнаете:
Для увеличения продаж есть разные инструменты – начиная от использования поведенческих факторов, заканчивая акциями, бонусами и рекламными розыгрышами. Все это дает результат, если используется комплексно и имеет под собой твердую основу – грамотный мерчандайзинг. При правильном использовании, один из его видов – категорийный – уже сам по себе может увеличить продажи на 25%.
В чем суть категорийного мерчандайзинга?
Из названия этого вида мерчандайзинга понятно, что внимание уделяется не бренду, а определенной категории товара. Например, подход часто используют в применении к отделам с молочной продукцией, напитками и т. д. Причем выкладку здесь делают, соблюдая несколько правил:
- продукция одного бренда располагается вертикально;
- горизонтально располагаются товары с одинаковым размером и упаковкой.
Такая раскладка не акцентирует внимание на какой-то одной марке товара, а продвигает сразу всю категорию. Категорийный мерчандайзинг выгоден и для поставщиков. В этом случае, расходы на оплату услуг мерчандайзеров можно разделить между ними. К тому же такой подход уменьшает нездоровую конкуренцию и создает больший выбор для потребителя.
Планограммы, по которым производят выкладку, дают представление о рациональном или нерациональном использовании пространства на полках – плюс для владельцев и управляющих магазина. При необходимости всегда можно внести корректировки и оптимизировать место в помещении.
Основные правила и принципы категорийного мерчандайзинга
Есть три кита, на которых держится и эффективно работает категорийный мерчандайзинг:
- эффективный запас;
- эффективное расположение;
- эффективное представление.
Правило эффективного запаса
В первую очередь это ассортимент. Для каждой торговой точки и отдела составляют минимальный перечень товарных позиций, которые всегда должны быть в наличии. Для этого нужно создать тот самый эффективный запас. В независимости от внешних условий – сбоев при доставке, срывов сроков поставки - запас всегда должен поддерживать непрерывное присутствие товаров на полках магазина.
Причем в наличии должен быть весь ассортимент – не стоит забывать про пустые полки, которые могут отпугнуть изрядную долю покупателей. Если все-таки получилось так, что товара определенного вида нет на складе, пустующее место заполняют тем товаром, который расположен рядом.
Правила эффективного расположения
Их семь:
- Бренд. Если в отделе представлены три и более поставщика, их продукция группируется по блокам бренда.
- Самый продаваемый товар выставляют на приоритетное место. Оно должно быть удобно расположено – на уровне глаз или груди.
- Правильное расположение, о котором упоминалось выше – вертикально товары выставляются по брендам, горизонтально по размеру и упаковке. Это позволяет покупателям легче ориентироваться и быстрее найти нужный товар.
- Правило стен замка – самые популярные товары открывают и закрывают блок бренда и категорийную секцию.
- Дублирование. Под самую ходовую продукцию обычно отводят в два раза больше места на полке. Можно прибегнуть к более точному методу – пропорционально количеству проданного товара высчитывается место на полке. Такой подход позволяет это сделать вплоть до сантиметра, но не всегда есть возможность и время производить такие расчеты.
- Товары должны располагаться лицевой стороной к покупателю – при покупке очень важна визуальная составляющая. Если стеллажи проходные, то товары располагают лицевой стороной к основному потоку людей.
- FIFO или правило «первым пришел, первым ушел». Согласно ему, товары с заканчивающимся сроком годности располагают в первых рядах, а свежие партии ставят за ними. Для соблюдения этого правила нужен постоянный контроль.
Правила эффективного представления
Человек, который покупает товар, хочет знать о нем как можно больше. И в первую очередь, это касается цены. В больших гипермаркетах можно встретить неактуальный ценник или полное его отсутствие. Это автоматически вызывает негативную реакцию покупателя.
Поэтому первое правило эффективного представления – актуальный ценник. Располагают их обычно с левой стороны под первой упаковкой определенного вида товара. Дальше ценник располагают под первой упаковкой следующего вида товаров. Это исключает путаницу и создает определенную границу выкладки. Если размещать ценники по центру, то определить, к какой группе товаров он относится, сложнее.
Какой бы избитой не казалась фраза «реклама – двигатель торговли», она всё еще прекрасно работает. Поэтому второе правило эффективного представления – размещение должным образом рекламных материалов – рядом с продаваемым товаром или на подходе к нему. Лучше это делать на уровне глаз или выше – больше вероятность, что они будут замечены. Есть смелые идеи по размещению рекламы на полу и в других необычных местах, но на деле они не всегда эффективны.
Нужно следить за актуальностью рекламы – если постер призывает участвовать в акции, которая уже месяц как закончилась, то в лучшем случае вызовет у покупателя усмешку. В худшем может обернуться даже жалобой. Еще негативную реакцию вызывают порванные или изношенные рекламные материалы – периодически они должны обновляться.
И последнее правило – чистота. Чистота везде – в торговом зале, на полках, в холодильниках. Упаковки не должны быть помятыми, поврежденными или грязными. Если стеллажи или другое оборудование повреждено, имеет трещины, то все дефекты должны как можно быстрее устраняться.
Читайте также:
Кросс-мерчандайзингКак категорийный мерчандайзинг влияет на продажи?
Категорийный мерчендайзинг – инструмент повышения продаж не определенного бренда, а целой категории товаров. Но нужно помнить о правилах эффективного расположения – популярные товары должны занимать приоритетное место на полках, причем его должно быть в два раза больше. Это сохраняет уровень продаж востребованной продукции, но при этом все товары категории расположены удобно и в одном месте – для каждого найдется свой покупатель.
Используя современное кассовое оборудование, можно легко отслеживать, какой товар продается лучше и в большем количестве. Владея этой информацией, можно корректировать выкладку – уменьшать площадь для менее популярной продукции и увеличивать ее для востребованных товаров.
Но категорийный мерчандайзинг обязательно требует строгого контроля, без которого быстро превращается в хаотичную выкладку. Поэтому использовать этот инструмент нужно аккуратно и грамотно, прибегая к услугам профессиональных мерчандайзеров – только в этом случае можно говорить об увеличении продаж.
Проблемы при внедрении категорийного мерчандайзинга
Каким бы эффективным инструментом ни казался категорийный мерчандайзинг, один он не может решить все проблемы магазина. Нужно помнить и о других аспектах продаж – квалифицированных продавцах, расположении магазина, присутствия подходящей аудитории и т. д.
Есть ещё одна проблема при внедрении категорийных принципов выкладки товара – не учитываются конкретные особенности магазина. Планы и стандарты, которые разработаны в офисе, могут оказаться неэффективны или просто невыполнимы в отдельно взятом магазине. Банальная нехватка места на полках может поставить крест на успешных продажах. Персонал не будет знать, что делать с товаром, который туда не вмещается и какой именно выставить в первую очередь.
То же самое и с переизбытком места. Есть план выкладки определенного товара, все расположено согласно плану, но некоторые полки пустуют – что делать в этом случае? Заполнить однотипным товаром, которого будет с избытком, либо оставить пустующие места, которые вызовут негативную реакцию клиентов? Оба варианта продажи точно не поднимут.
Поэтому применять категорийный мерчандайзинг нужно с адаптацией под конкретный магазин – его ассортимент и место для товаров, которым он располагает.
Еще одна проблема – недостаточная квалификация продавцов и штатных мерчандайзеров. Персонал может просто не знать, как делать выкладку товаров эффективной. Иногда работники просто не заинтересованы в соблюдениях правил мерчандайзинга, особенно, если заработная плата не зависит от этого. Очень часто полки приводятся в порядок только перед проверкой, чтобы магазин не потерял корпоративный рейтинг.
Но обучение персонала – достаточно хлопотное и затратное занятие. К тому же, привязав заработную плату к стандартам выкладки, придется либо её повысить, либо столкнуться с оттоком кадров из магазина. Выходом может стать заключение договора с профессиональными категорийными мерчандайзерами аутсорсинговой компании – в этом случае гарантировано качество работы и предоставление отчетов о её выполнении. Специалисты работают по отлаженной схеме, учитывая особенности конкретных магазинов, поэтому и результат не заставит себя ждать.
Категорийный мерчандайзинг с LeaderTeam
Чтобы грамотно использовать категорийный мерчандайзинг и быть уверенным в результате – позвоните по номеру +7 (495) 258-37-27. Вы получите полную и бесплатную консультацию, ответы на все вопросы о сотрудничестве.
Если пока нет времени – оставляйте заявку на обратный звонок, и мы сами перезвоним вам. Кроме этого вы можете прислать письмо на адрес электронной почты moscow@leaderteam.ru
01.07.2020