Аутсорсинг логистики

В условиях роста конкурентной борьбы компании стремятся к повсеместному сокращению собственных издержек, для чего активно отказываются от непрофильной деятельности, переводя ее на аутсорсинг. В полной мере это касается и логистики.


Аутсорсинг, что это

Под аутсорсингом принято понимать передачи части функционала компании для исполнения другой организацией на условиях подряда. Основным нюансом предоставления подобных услуг является долгосрочный характер сотрудничества, когда предоставляется не разовая акция, а полноценная работа на протяжении какого-либо времени (от трех месяцев).


Актуальность услуг аутсорсинга

Наиболее распространенным временем рассмотрения компаниями аутсорсинга, является возникновение потребностей в поддержании собственной конкурентоспособности или масштабирования бизнеса. Основной плюс данного вида обслуживания – возможность сконцентрировать все внимание руководства на ключевых направлениях, используя для этого все имеющиеся ресурсы. Выбор подрядной организации предусматривает необходимость рассмотрения только качества услуг и их стоимости, так как вся полнота ответственности, включая сопутствующие риски, относится к зоне ответственности аутсорсинговой компании.


За счет аутсорсинга появляется возможность оптимизации штатной структуры компании, перераспределения между персоналом нагрузок. За счет этого возрастает эффективность и производительность каждого сотрудника, повышается привлекательность компании для потенциальных инвесторов



Логистический аутсорсинг

В последние годы в сфере логистики все чаще компании делают выбор в пользу аутсорсинга. В рамках его реализации специализированные организации принимают на себя в полном объеме или частично логистический функционал. Подобные 3-PL операторы за счет наличия опыта и соответствующих технических возможностей способны успешно решать поставленные задачи, более качественно, чем на это способен заказчик своими силами.


В результате компании получают возможность сократить собственные траты на логистику. Статистика западных стран показывает, при переходе на аутсорсинг доля трат по данной статье расходов не превышает 1% общекорпоративных трат, но при этом фиксируется прирост продаж на 10% за счет качества предоставляемого сервиса.


В первую очередь, чтоб перевести логистику на формат аутсорсинг, заинтересованы компании, резко увеличивающие масштабы своего бизнеса. Особенно это актуально для небольших компаний, так как представители крупного бизнеса обладают полноценными структурными подразделениями, отвечающими за логистику.


Вместе с этим в периоды роста потребность в таких услугах может иметь место и у крупного бизнеса, обеспечивая возможность быстро охватить новые для себя рынки. В условиях роста объемов деятельности появляется возможность отказаться от масштабного увеличения размеров самой компании, ее штата, за счет чего избежать традиционного усиления бюрократизации управления.


Востребован переход к аутсорсингу и для компаний, ставящих перед собой цель максимально снизить себестоимость создаваемого продукта. Наличие в штате полноценного отдела, отвечающего за логистику, ведет к увеличению постоянных трат, связанных с содержанием персонала, рабочих мест. При этом размер этих трат не имеет привязки к уровню загруженности работников. Переход к аутсорсингу создает возможности для исключения таких затрат.


В некоторых случаях собственные службы по логистике выступают своего рода монополистами, в результате чего расходы на пользование их услугами оказываются выше, чем при получении аналогичных услуг на рынке. Во многих случаях себестоимость предоставляемых услуг собственными подразделениями, оказывается крайне проблематично определить с высоким уровнем точности. Как результат, за логистику приходится переплачивать.


Выгоду переход на аутсорсинг несет и для отечественных компаний, специализирующихся на внешнеэкономической деятельности. Привлечение специализированных компаний для работы с экспортными или импортными грузами позволяет получать комплексную услугу, включающую в себя не только доставку, но и экспедиторское сопровождение, прохождение таможенной очистки, складское хранение и так далее.


Собственные склады или аренда

Организовать складскую логистику возможно двумя способами: с использованием собственных складских площадей или с использованием услуг специализированных терминалов ( аутсорсинг ). В первую очередь выбор в пользу второго варианта делают компании, не обладающие необходимыми ресурсами для строительства собственных складов.


Выбор в пользу специализированных компаний, предоставляющих услуги складского хранения, позволяет:

  • сократить размер собственных трат;
  • расширить перспективы развития;
  • улучшить качество услуг;
  • увеличить интенсивность обретения навыков и компетенций.

При рассмотрении двух вариантов организации логистической функции для склада необходимо сравнить следующие параметры:

  • стоимость аренды площадей и содержания персонала с расходами на обслуживание сторонними 3-PL операторами за аналогичный период времени (в расчете на год);
  • стоимость затрат на строительство склада со стоимостью услуг 3-PL оператора за следующие три-пять лет.

Наличие собственного склада признается выгодным в случаях, когда прибыль от оказания транспортных услуг оказывается выше величины транспортных расходов.

Целесообразность перехода к логистическому аутсорсингу

В настоящее время все больше компаний, представляющих различные сектора экономики, делают переход на аутсорсинг в сегменте логистических операций. Руководители бизнеса среди основных преимуществ подобной формы обслуживания называют высокое качество предоставляемых услуг при привлекательных ценовых условиях, что способствует общему развитию бизнеса.


Среди основных стимулов перехода компаний в сфере логистика на получение услуг от привлекаемых подрядчиков:

  • всю полноту ответственности за логистическое обеспечение деятельности несет аутсорсинговая компания, что позволяет сократить собственные риски;
  • появляется возможность сконцентрировать все корпоративные ресурсы на основном направлении деятельности при росте качества вспомогательных процессов;
  • возможность более полно удовлетворять потребности покупателей в качестве предоставляемого продукта;
  • происходит сокращение корпоративных затрат на логистическую организацию, повышается гибкость и адаптивность бизнеса к изменениям во внешней среде;
  • в сфере закупок и распределения компания получает дополнительные возможности для подстройки под клиента;
  • создаются предпосылки для качественного улучшения бизнеса, технологические процессы становятся более короткими;
  • оптимизируется организационная структура бизнеса, повышается управляемость компанией, что положительно сказывается на конечных результатах работы;
  • появляется возможность использовать опыт и наработки партнеров в своей дальнейшей самостоятельной работе.

Аутсорсинговые компании в значительно большей степени заинтересованы в конечном результате, так как он является для них основным направлением деятельности, чем сотрудники логистических отделов в компаниях. Аутсорсер принимает на себя всю полноту ответственности, поэтому заинтересован в итоговом качестве результата и поддержании собственной репутации на рынке. Таким образом, в современных условиях аутсорсинг в рамках логистических функций можно рассматривать в качестве важного компонента развития бизнеса.


Особенности выбора аутсорсеров в сфере складских услуг

В процессе отбора аутсорсинговых компаний требуется обратить внимание на следующие аспекты:

  • наличие у крупных компаний централизованной информационной сети;
  • хорошая скорость работы;
  • точность реализации заказов;
  • наличие большого опыта работы;
  • высокое качество услуг, подтвержденное отзывами и мнением реальных клиентов;
  • широкий спектр оказываемых услуг, включая перевозки, таможенную очистку.

Складской аутсорсинг, как основа мобильности бизнеса

Логистический бизнес не ограничивается перевозками или складскими услугами, он включает в себя широкий спектр операций, например, созданием региональных складов или организацией их перемещения.


Наличие региональных складов важный компонент повышения мобильности бизнеса. Чаще всего в современных условиях данная проблема решается через механизм аренды соответствующих складских площадей и офисных помещений. За счет этого обеспечивается мобильность, возможность быстро переместить бизнес в новый район. Например, сегодня есть потребность в офисе на 300 кв.метров, а через несколько месяцев компания переезжает в более крупный город, где снимает помещение большей площади под возросший штат сотрудников или можно разделить один офис на сеть малых подразделений в различных городах или регионах.


Аналогичная схема работы используется и со складскими площадями. Под конкретный товарный поток подбираются складские мощности, оптимально соответствующие по размеру и численности персонала, чем обеспечивается исключение содержания неиспользуемых мощностей.


Учесть необходимо и факт заинтересованности в развитии бизнеса. Если для производственных и сбытовых компаний складские операции являются лишь вспомогательным направлением работы, то для логистических аутсорсинговых компаний это основная сфера деятельности, поэтому они в большей степени заинтересованы в повышении качества обслуживания, расширении спектра предоставляемых услуг и так далее.


Еще один аспект работы аутсорсеров – сокращение проблем компаний-заказчиков услуг с организацией контроля. Большинство топ-менеджеров признает сложность, а зачастую и невозможность обеспечить полноценный контроль над собственными логистическими подразделениями. Редкий руководитель, имеющий непосредственный опыт работы в логистической сфере способен должным образом разбираться в тонкостях данной работы. В свою очередь ошибки, допускаемые собственными логистическими подразделениями, зачастую обходятся бизнесу в серьезные финансовые потери, возвращение которых не представляется возможность. В свою очередь при получении услуг на условиях аутсорсинга ответственность и риски финансовых потерь лежат в полном объеме на исполнителе.


Складской аутсорсинг строится на основе четко выстроенного договора, где прописан объем услуг их качество и степень ответственности исполнителя. Нарушения сроков или качества предоставляемых услуг ведет к штрафным санкциям, любые нарушения легко выявляются и компенсируются компанией по аутсорсингу в соответствии с условиями заключенного договора.


В результате, сегодня аутсорсинг в сфере логистического и складского обслуживания является перспективным направлением для повышения общей эффективности бизнеса для компаний, представляющих различные отрасли экономики.

Технологии и Инновации