Отдать нельзя оставить: аутсорсинг в розничных сетях

Индустрия аутсорсинга в России развивается семимильными шагами, даже в кризис крупные игроки показывают уверенный рост выручки и объемов оказания услуг. Наряду с модным сегодня во всем мире IT-аутсорсингом, ключевым направлением становится аутсорсинг бизнес-процессов. Это практика пришла в нашу страну с крупнейшими международными корпорациями – производителями товаров массового спроса, но сегодня крупнейшими потребителями таких услуг стали ведущие национальные ритейлеры, предприятия розничной и оптовой торговли.

Как говорят отечественные гуру ритейла, успех в розничной торговле определяется как раз эффективностью расходов на перемещение товара от производителя к потребителю. Огромную роль играет логистика, но ничуть не меньшую – работа розничных точек продаж. Очень многое здесь упирается в человеческий фактор, поскольку многие бизнес-процессы в этой сфере автоматизировать в принципе невозможно. Спрос на квалифицированный линейный персонал многократно превосходит предложение, а все ведущие сетевики отдают все ключевые процессы в торговых точках аутсорсинговым компаниям.

В качестве примера можно привести аутсорсинговые услуги Лидер Тим, клиентами которой являются многие компании из топ-10 российского ритейла. Leader Team с успехом берет на себя любые возможные функции в цепочке от производства товара до его продажи на кассе, что позволяет клиентам оптимизировать расходы и обеспечить необходимое качество исполнения отдельных процессов. Эффект от таких услуг позволяет компаниям увеличивать рентабельность как за счет снижения себестоимости, так и в силу увеличения валовой выручки.

Зачем ритейлерам передавать на аутсорсинг ключевые процессы?
Изначально аутсорсинг затрагивал исключительно вспомогательные функции для бизнеса – охрана и безопасность, служба поддержки клиентов, бухгалтерский учет и аудит. В кризис ритейлеры обратили внимание на значительный потенциал сокращения постоянных издержек за счет оптимизации логистических цепочек и внедрения новых подходов к организации работы торговых точек. Отдать сторонней организации такие вопросы, как взаимодействие с клиентами, кассовое обслуживание, мерчандайзинг и логистика многим руководителям было непросто психологически, но потребность в снижении затрат в условиях снижения продаж и усиления конкуренции определила решение.

Аутсорсинговая компания Лидер Тим выделяет еще несколько причин, по которым розничным сетям выгодно делегировать отдельные функции. Оказываемые услуги открывают перед клиентами целый ряд возможностей:

▪возможность оптимизировать численность персонала и структуру компании;
▪возможность снизить расходы на вспомогательные и учетные функции;
▪возможность сократить время на запуск новых торговых точек;
▪возможность повышения уровня сервиса и показателей продаж за счет использования персонала с высокой мотивацией и квалификацией;
▪возможность оптимизации логистических потоков за счет использования существующей инфраструктуры аутсорсинговой компании;
▪возможность повышения трудовой дисциплины и снижения роли человеческого фактора в неэффективных издержках компании.

На начальном этапе многими представителями крупных сетей высказывались опасения насчет способности аутсорсинговых компаний обеспечить достаточный уровень качества линейного персонала. Это рассматривалось в качестве главного риска и сдерживало рост рынка, но после успешного перехода крупнейших игроков на аутсорсинг торговых команд, кассового обслуживания и других процессов вопрос был снят сам собой. Сегодня на рынке есть игроки, способные обеспечить заказчику уровень качества, сопоставимый или превышающий качество работы его собственных сотрудников.

✔Неужели у клиентов аутсорсинговых компаний не возникает сложностей в управлении?

Некоторые эксперты говорят, что управлять собственными сотрудниками проще, чем следить за качеством работы специалистов аутсорсинговой компании. На самом деле все ведущие аутсорсинговые компании просто берут эту функцию (контроль) на себя, снимая с менеджеров компании-заказчика еще и этот объем работы. Никто не заинтересован в высоком качестве работы сотрудников как сама аутсорсинговая компания, ведь это один из ключевых моментов для ее бизнеса. Кроме того, собственных сотрудников уволить за плохую работу намного сложнее, чем расторгнуть договор и предъявить неустойку подрядчику, хотя на практике это бывает крайне редко.

Компания Leader Team заботится о спокойствии и уверенности своих заказчиков в успехе проекта, поэтому обеспечивает их всей необходимой информацией в режиме реального времени. Внедрение современных информационных систем обеспечивает объективность данных, что особенно важно для бизнеса. Также аутсорсер всегда гарантирует ритейлерам строгое соблюдение норм действующего законодательства при оказании услуг, поэтому проблем с контрольными органами из-за чужих ошибок и просчетов у заказчиков не возникает. Некоторые услуги, такие как независимая инвентаризация, напротив, позволяют выявить болевые точки внутри компании и вывести на чистую воду отдельных сотрудников и руководителей.

Как и в случае со многими другими инструментами оптимизации, передача на аутсорсинг ключевых бизнес-процессов требует от руководства политической воли и понимания, зачем это делается, когда и какими будут результаты. Даже в федеральных розничных сетях иногда возникает противодействие на уровне менеджмента среднего звена, первых лиц региональных филиалов и обособленных подразделений, поэтому топ-менеджерам важно проявить настойчивость, чтобы увидеть положительный эффект уже в следующем квартале.

21.03.2018