Современные методы обучения персонала

Для успешного бизнеса уровень подготовки персонала выступает одной из фундаментальных основ. Профессионал своего дела всегда способен не только оперативно решить возникающие проблемы, но и не допустить их возникновения. Как результат, требуется выстроенная система обучения.

Памятка при подборе метода обучения персонала


Качество учебного процесса во многом определяется объективностью выбранной современной методики. Поэтому перед тем, как принять окончательное решение, необходимо ответить на ряд важных вопросов.



Цели проводимого обучения персонала?



  • Приобретение новых навыков.

  • Применение новых методик к существующим знаниям.

  • Оптимизация поведения персонала в процессе работы.

  • Повышение уровня безопасности труда.

  • Устранение конфликтных ситуаций.
 

Кого предстоит обучать?


  • Новый персонал.

  • Работники, обладающие опытом.

  • Руководящий состав.
 

Предполагаемый бюджет на обучение?


Планируемый объем времени, отводимого на обучение персонала?


Наличие материальных и учебных ресурсов в компании?



За счет ответа на указанные вопросы удастся снизить количество доступных для выбора методов обучения. В целом все методики в обучении могут быть разделены на несколько категорий:

  • Активные и пассивные.

  • Индивидуальные и групповые.

  • С отрывом и без отрыва от производства.
 

Предусматривается также разделение методик в обучении по продолжительности учебного курса, форме организации, видовой направленности и так далее.

Выбор конкретных методов обучения носит индивидуальный характер, и определяется финансовым потенциалом, наличием временных рамок и других параметров. При этом практика показывает, наибольший эффект получается от смешанного обучения, когда комбинируется несколько технологий, каждая из которых вносит в обучение те или иные преимущества.

Правила использования смешанного подхода при обучении персонала


Смешанное обучение предусматривает сочетание нескольких методов при проведении обучения по одному направлению. На сегодня подобный новый подход обеспечивает максимальные результаты, и широко используется компаниями в процессе организации корпоративного обучения. Основным преимуществом смешивания моделей является возможность исключить ситуации, при которых выбранный метод не подходит для обучения части сотрудников.



Причины для перехода на смешанные принципы обучения, следующие:


  • Возможность сократить вдвое стоимость обучения и уменьшить необходимое на курс время.

  • На фоне организации по традиционным методикам обучения смешанные принципы дают прирост эффективности на 10%.

  • Многообразие методов, предлагаемых в обучении, обеспечивает внимание и интерес обучающихся и преподавательского состава.
 

Зачастую в организациях неосознанно используют смешанное обучение.

Практика показывает, что новая информация, предоставляемая в рамках смешанного подхода, обладает лучшей запоминаемостью. Наиболее эффективными решениями при этом выступают презентации, оформленные в PowerPoint, примеры из реальной жизни, обеспечивающие наглядность воспринимаемой информации.

Подготовка персонала без отрыва от производства


  • Лекции 
 

Наиболее доступный и понятный всем вариант. Вместе с этим он представляет большую сложность, требуя высокого уровня подготовки преподавательского состава, способного доходчиво представить материал и одновременно управлять вниманием слушателей.



Средства повышения эффективности


Доска/Флипчарт.

Старомодное, но достаточно эффективное решение. Особенно востребованы они в случаях, когда слушателям самостоятельно предстоит делать на них записи или преподаватель записывает ответы, полученные в процессе взаимодействия с аудиторией.


Проектор.

Используется при презентациях в PowerPoint. Упрощает подготовку к мероприятию и время непосредственной настройки. Презентационная форма обучения направлена в первую очередь на индивидуальные тренинги с необходимой расстановкой акцентов, не требуя больших затрат времени на написание. Индивидуальный характер просмотра позволяет не отставать от программы тем обучающимся, кто пропустил занятие. Применение проекторов получило широкое распространение, и допускает сочетание с другими инструментами повышения эффективности занятий.


Видеоматериалы.

Фрагментарное видео используется в лекциях для демонстрации того или иного материала с целью его последующего обсуждения с аудиторией.


Викторины.

Несмотря на свою банальность, при определенных обстоятельствах викторины способны продемонстрировать достаточно высокий уровень эффективности. Их использование целесообразно при длительном обучении и сложности восприятия. В этом случае викторина способна обеспечить периодическую проверку знаний слушателей. Об их проведении необходимо предупреждать до начала обучения, чтобы стимулировать внимательность обучающихся.


Активные резюме.

Предполагает разделение слушателей при обучении на небольшие команды с назначением лидера. Каждая из них получает задачу на обобщение определенной части лекции. Результат работы представляет выбранный лидер. За счет знакомства с полученными резюме участники получают возможность сравнения полученных новых впечатлений и полезности информации.


Вопросы и ответы.

Проведение неформального общения в небольших группах применяется в случаях, когда осуществляется повышение квалификации персонала, обновляются знания. Применение инструмента для первичного обучения не подходит в связи с отсутствием у слушателей базовых знаний для выстраивания диалога. Подача нового материала предполагает короткое ознакомление, после чего взаимодействие переход в формат «вопрос-ответ».


Карточки вопросов.

В процессе обучения участники записывают вопросы с последующим ответом на них преподавателем. Альтернативным вариантом выступает проведение по вопросам викторины, чтобы проверить возможность ответа на них со стороны отдельных участников программы обучения.


Контроль участников.

Предполагает разработку тематического меню с перечнем обсуждаемых вопросов, предоставляемого для рассмотрения ученикам. Слушатели могут самостоятельно выбрать вопрос, к изучению которых у них есть повышенный интерес или потребность. При этом необходимо объяснение с их стороны причин подобного выбора. После знакомства с новым материалом необходимо уточнить у обучающихся, расширили ли они свои знания по вопросу.


Демонстрации.

При возможности необходимо устраивать практические демонстрации, обеспечивающие наглядность знакомства с предметом теоретического изучения. Для технологий целесообразно демонстрировать персоналу, обладающему необходимыми навыками и компетенциями.



Лекции в обучении целесообразны для большого объема учебного материала вне зависимости от размера групп. Он предусматривает идентичность предоставляемого материала каждому ученику, обеспечивает внимание слушателей и хорошую запоминаемость.

Семинары

 

Дискуссионное занятие на заранее выбранную тему. Семинар позволяет проводить обмен мнениями, опытом, оспорить позицию оппонентов. Преподаватель в данном случае выступает модератором. Чаще всего семинары в обучении являются итогом проведенных ранее лекций для закрепления полученной информации.

Проведение обсуждений в группах целесообразно разбавлять бизнес-играми, кейсами и иными формами взаимодействиями, способствующими росту эффективности запоминания информации. Возможен вариант «мозгового штурма» по выбранному для обсуждения вопросу.

Семинары представляют собой эффективное решение для практического закрепления теоретических знаний.

Тренинги

 

Форма проведения занятий, схожая с семинарами, но в большей степени направленная на приобретение участниками теоретических навыков. В первом случае участники дискутируют на теоретические темы, а во втором на практике получают необходимые в работе навыки, например, делают звонок реальному клиенту. Западная модель проведения тренингов рассчитана на новичков, в то время как в России ее используют и для повышения уровня подготовки опытному персоналу.

Наставничество

 

Предполагает передачу знаний от опытного работника в организации новичкам. Применение метода возможно без отрыва от производства, причем получатель знаний получит их в объеме, необходимом для выполнения его должностных обязанностей.

Наставничество выделяется высоким уровнем мотивации обучающегося, понимающего важность получения навыков, необходимых для работы.

Дистанционное обучение

 

Сегодня все больше компаний, особенно крупных, выбирают дистанционные модели обучения персонала, среди них и российские «Газпром», «Яндекс». В целом глобальный рынок онлайн-образования оценивается в 165 миллиардов долларов с перспективой роста к 2023-му году на 50% или даже больше.

Все необходимые для обучения материалы загружаются на специальном сайте в интернете, а каждый обучающийся получает персональные логин и пароль для входа в систему, для чего можно воспользоваться ПК или мобильными устройствами. Далее сотрудник изучает предлагаемые материалы, после чего сдает тест. Руководитель проекта при этом получает информацию о проведенном в программе времени, пройденных уроках, ошибках, допущенных в процессе тестирования.

Деловые игры

 

Разновидность тренировочного занятия, максимально полно воссоздающего условия реальной трудовой деятельности. Основной игры становится реальный кейс, взятый из практики. В реальном времени персоналу предстоит решить поставленную задачу, например, уладить конфликт с покупателем или провести презентацию нового товара.

Баскет-метод

 

Метод тренировки, используется в основном при подготовке представителей руководящего звена. Зачастую для единственного обучающегося предназначено несколько тренеров (преподавателей).

Фактически обучающемуся предлагается выполнить весь перечень задач, возлагаемых на него в процессе работы: ведение деловой переписки, переговоров, совещаний, принятие управленческих решений, разрешение внутренних конфликтов в коллективе и так далее. На решение подобных задач отводится ограниченное время.

Смешанное обучение

 

Комбинация - очное и дистанционное обучение. Например, теоретический курс проводится дистанционно, после чего на практике сотрудники закрепляют полученные знания под непосредственным руководством преподавателя.

В России все большую популярность приобретает смешанное и дистанционное обучение.

Преимущества последнего кроются в быстроте появления на рынке новых продуктов, возможностях ускоренного перехода на новые стандарты. Быстрее осваивают необходимые навыки и новички.

Необходимо признать, что дистанционное обучение стало важным этапом на пути совершенствования в обучении персонала компаний.


Технологии и Инновации