Обучение работников для прохождения сертификации не нужно. Большинство организаций занимающихся сертификацией могут предложить пробную проверку непосредственно перед тем, как будет проводиться проверка сертификационная. Тем не менее обучением персонала это называться не будет. Для сертификации системы менеджмента качества проводится экзамен. Основной темой обсуждения на нем является соответствие СМК стандартам. Сертифицирующий орган является всего лишь независимым оценщиком. В его компетенции только проверка ее на соответствие стандартам, а вот внедрять систему менеджмента он не будет. Обучение лучше организовать заранее, до введения СМК и вносить корректировки уже в процессе работы.
Требования стандарта имеют обобщенный характер. Тем не менее Международная организация по стандартизации – ISO 10015 является создателем норматива. Этот норматив в нашей стране перевели и адаптировали. Теперь он является национальным стандартом. Нормативный документ под номером ГОСТ Р ИСО 10015 имеет следующую расшифровку «Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению». Именно он детализирует условия ISO 9001. В этом документе прописана система, которая определяет какая информация будет предоставлена для изучения и какой формат обучения при этом будет использован. Все обучения, которые проходят в организациях, имеют четыре стадии. Это – определение целей и его необходимость, планирование, непосредственно сама учеба и проверка результата. Требуется правильно определить цели, чему именно нужно обучить сотрудников. Для этого необходимо сопоставить имеющийся уровень компетентности персонала и уровень, который требуется. Определить потребность в обучении можно различными методами. Например, методом наблюдения и обсуждения в группах. Но, наиболее часто используют интервью с сотрудниками или проводят их анкетирование.
Если СМК в организации пока отсутствует, то в этом случае учение в обязательном порядке проходит руководящий состав. В ISO 9001 представлено требование о том, что именно высшее руководство и обязано занимать лидерскую позицию в процессе введения системы менеджмента качества на предприятии, а также заниматься поддержкой ее работы в дальнейшем. Для принятия решений в этих областях нужно знание требований ISO 9001 и владение некоторыми методиками менеджмента качества, или хотя бы иметь представление об их существовании и возможности применения в различных обстоятельствах. Этому обучают тех, кто будет заниматься внедрением. Далее необходимо сформировать рабочую группу, в ее состав должны войти и представители руководящего состава. Ей необходимо заниматься созданием системы, вследствие чего группа должна хорошо разбираться во всех нюансах СМК. На данном этапе можно подключить специалиста по организации СМ. Он поможет внедрить систему и выступит в роли преподавателя при необходимости.
Экспертные организации проводят разнообразные виды обучения, посвященные разным аспектам СМК. Это внутренние аудиты, методы оценки качества и образование кружков качества. Проводят такие курсы как с отрывом, так и без отрыва от производства. Практикуют и смешанные формы. Например, учебу проходят две группы. Первая из них занимается в фирме его проводящем, вторая на производстве. Опытом и новой информацией они обмениваются уже непосредственно в рабочее время. Главное здесь, не допускать ошибки, когда на курсы отправляются те, кого просто не так жалко оторвать от работы. Это может привести к тому, что обязанность в рамках СМК ляжет на тех, кто не проходил учение, а тот, кто его прошел, не сможет применить полученные знания на практике.
Основные выгоды обучения и вовлечения персонала в систему менеджмента качества:
Мотивированность, преданность и вовлечение работников внутри фирмы
Цели компании достигаются с помощью нововведений и творческого подхода
Привитие сотруднику чувства ответственности за его деятельность
Работники проявляют заинтересованность в постоянном улучшении и вносят в него свой вклад
Принципом вовлечения персонала организации является активное участие в работе системы качества каждого работника и его нацеленность на повышение ее уровня.
Организация учебы персонала
Обязательным этапом создания системы менеджмента качества является обучение персонала базовым основам СМК и стандарту ISO. Объясняется это тем, что сотрудники компании являются составной частью, разработчиками и пользователями. Если персонал не будет обучен, систему не получиться разрабатывать, внедрять, поддерживать и заниматься развитием. Выполнение требований стандарта ISO 9000 происходит подготовленным персоналом. Наилучший результат дает образование по очной форме с самостоятельным выполнением квалификационной работы. Заочная форма принесет результат при возможности пройти дополнительное учение, когда у обучающихся уже имеется четкое представление о системе. Способы можно комбинировать. Одна часть материала дается при контакте с обучающимся, а другая через интернет. Обучать сотрудников можно в компании, при подготовке команды профессионалов, которые в будущем и будут заниматься разработкой и эксплуатацией системы.
Вовлечение персонала
Руководящему составу необходимо создать нужные условия для того, чтобы вовлечь коллектив в работу по созданию, внедрению и развитию системы. Для этого необходимо регулярно проводить совещания по качеству, при планировании работы в области качества учитывать мнение и пожелания коллектива, проводить внутренний аудит. В компании необходимо создать систему поощрений, чтобы мотивировать работников. Руководству необходимо выделять достаточное количество средств для обучения сотрудников и повышения их квалификации. Благоприятным условием для делегирования рабочих процессов и для осознания коллегами собственного вклада в итоговый продукт является проектная организация труда.
Чем упорнее сотрудники работают на благо компании, тем более радужные перспективы ожидают ее вереди. Каким образом этого можно достичь? Отношения лидера и команды являются определением ситуации. Другими словами, работа в компании строится на системе взаимодействия команд, а не по жесткой иерархической вертикали. Традиционная организация уже не в полной мере отвечает требованиям современного рынка. Разрушить ее призвана команда. Растущий объем ресурсов ведет к увеличению вероятностей для гибкой деятельности, силе влияния на конкурентов, окружающую среду и политические ситуации, возможность продвижения своих интересов. Это все можно считать положительными моментами в судьбе компании и успехе бизнеса. Вместе с этим идет и отрицательное влияние на судьбу компании. Это в основном связано с усложнением структуры, увеличением числа уровней управления, рост числа управленцев, увеличением бюрократизма в компании. Именно здесь и необходимо создание команды. Это поможет объединить достоинства и преимущества маленькой и большой компании. В этом случае чаще всего используют такую организационную форму как проект. Обычно проект появляется в организации посредством одобрения руководящим составом инициативы или может прийти извне.
У каждого члена коллектива в результате обучения должны появится совершенно различные знания. Это зависит от той роли, которую они будут исполнять в вопросах качества продукта и услуг фирмы. Неотъемлемый метод системы – это периодический анализ. В обязанности исполнителей входит сбор необходимой информации для его проведения. Основой для этого являются знания об ожиданиях потребителя. Какими методами можно отслеживать ситуации с качеством, уставную документацию фирмы, понимание процессного пути и характер связи между направлениями работы в фирме изучают управленцы среднего уровня. Высшее руководство изучает какие возможности имеющиеся в области системы, основу необходимых уставных документов. Сюда же относится и внешняя документация, допустим, гос. требование к продукту, производимому компанией. А вот руководство по качеству относится к той информации, которую изучают сотрудники всех уровней, чтобы иметь понятие о своем месте в системе МК.
Имеется необходимость обучать внутренних аудиторов для деятельности менеджмента СК. Он должен знать и уметь оценивать риски мошенничеств и понимать как подобными рисками может управлять организация.
Понятие добровольной сертификации в нашей стране появилось не очень давно, поэтому российский рынок пока не может похвастаться большим количеством фирм, оказывающих здесь качественные услуги. В связи с этим, советуем подбирать организации или частных специалистов, оказывающих услуги в областях системы менеджмента качества очень тщательно. В момент, когда идет первичный сертификационный аудит или его подтверждение, важны все элементы стандарта. Отсутствие хотя бы одного из них будет считаться «критическим несоответствием». В связи с этим необходимо внимательно относиться ко всему, что связано и обучением сотрудников.
Основные проблемы
Основной проблемой при внедрении системы менеджмента качества в организации является негативная реакция персонала на происходящие изменения. Здесь необходимо соблюдать тонкий баланс. Это позволит:
уменьшить процесс сопротивления новшествам со стороны сотрудников. Это поможет ускорить внедрение
заручиться поддержкой со стороны персонала занимающегося оценкой результата происходящих изменений
Этого можно достигнуть, получив поддержку руководства организации и грамотно подойдя к обучению специалистов.
После того как система менеджмента качества в организации внедрена необходимо поддерживать ее в работоспособном состоянии. Убедиться в том, что цели достигнуты и все работает как необходимо может помочь внутренний аудит и наблюдательный аудит, проводимый со стороны организации по сертификации.
Оставьте ваши данные и мы перезвоним вам через 15 минут
12.02.2022
Заявка на услугу
Обратный звонок
Уважаемые Партнеры!
За долгие годы своего существования Компания LeaderTeam, является лидером рынка аутсорсинговых услуг.
Мы стабильны и полностью выполняем все обязательства перед всеми нашими клиентами и партнерами.
Услуги мерчандайзинга, аутсорсинга персонала (торговые сети, производство, складская логистика), независимой инвентаризации, предоставляемые нашей Компанией, способствуют сохранению конкурентоспособности, а также сокращению издержек наших партнеров.
Мы поддерживаем и регулярно совершенствуем коммуникацию с вами, всегда открыты к рассмотрению новых вариантов взаимодействия. Наша профессиональная Команда всегда готова прийти на помощь.
По любым вопросам и предложениям вы в любой момент можете обращаться в наш call-центр по номеру +7 (495) 258-37-27 или написать нам на электронную почту: moscow@leaderteam.ru