Система обучения персонала
Система обучения сотрудников компании представляет собой образовательный процесс, зависящий от этапа ее развития. В статье будут раскрыты основные элементы в обучении работников для организации на разных этапах ее существования.
Каждая компания проходит несколько этапов развития. В большинстве случаев это быстрый рост, периоды стабилизации и спад. Для каждого этапа характерны свои организационные особенности, которые определяют способы управления персоналом. Процесс обучения персонала строится с учетом проходящего компанией того или иного жизненного цикла.
В период стабилизации компания активно развивается, происходит ее рост. Получение высоких доходов на данном этапе уже завершается. Главной задачей в такое время является увеличить производительность труда, стремление к повышению эффективности деятельности. Для решения таких задач требуется грамотно подобранная программа обучения сотрудников. Получив определенный набор знаний и умений, они смогут повысить качество работы. Несмотря на то, что это потребует значительных затрат, в период стабилизации это будет оправдано. На данном этапе кадры меняются относительно редко, сотрудники хорошо понимают особенности производственного процесса. Работники будут готовы изучать и внедрять на практике новые методы, способы и технологии. Учеба позволяет достичь повышения квалификации.
Необходимость развития систем и правил внутреннего обучения
План в обучении сотрудников базируется на том, что в период стабилизации компании повысить производительность труда посредством материального фактора уже не получится. Качество труда приведет к повышению за счет возможности получения знаний. Руководству компании важно создать мотивационные условия для передачи таких знаний сотрудникам.
Особенности в обучении персонала
Появление новых технологий, развитие бизнеса создали перед компаниями конкурентные условия существования. От кадрового потенциала организации зависит прибыль компании, ее положение на рынке. Значительных успехов в данном случае удается добиться за счет профессионального обучения сотрудников. Как правило, компании начинают выстраивать план обучения кадров на этапе стабилизации.
В основу программы по обучению входит следующее:
- Образовательные стандарты для определенных специальностей;
- Финансирование для обучения персонала;
- Целевые ресурсы компании. В данную категорию входят финансы, опыт и квалификация персонала. Наличие кураторов и наставников, материальные и технические возможности так же выступают ценными ресурсами в организациях. Вместе с этим рассчитывается время, которое компания может выделить обучению персонала.
Структура образовательных систем
Стандарты обучения могут различаться по форме, содержанию. Они могут быть в виде должностных инструкций, комплекса компетенций, требуемых моделей поведения. Так же стандартами могут выступать утвержденные в отрасли конкретные образовательные программы.
Образование сотрудников проводятся с определенной целью. Работники организаций при этом должны быть сами заинтересованы в повышении квалификации и получении новых знаний и умений, а также актуализации существующих навыков.
Группы целей обучения:
1. Выработка решения определенной бизнес-задачи;
2. Улучшение и модернизация бизнес-процессов;
3. В повышении качества кадрового потенциала.
При обучении персонала важно добиться отдачи сотрудников. В этом случае нужно учитывать особенности самого обучения.
Анализ учебных систем
Цели, которые будут достигаться посредством обучения персонала, должны быть конкретными и точными. Вместе с этим важно, чтобы они были привязаны к целям работы компании. Когда сотрудников обучают для решения конкретной задачи, стоит понимать, что никакой план образования не может гарантировать высоких показателей. Даже если это будут самые лучшие образовательные программы с набором уникальных знаний, умений и навыков. Сотрудники должны быть адаптированы к выполнению набора задач на конкретном производственном цикле.
Потребность в обучении возникает так же в случае реструктуризации производства и его модернизации. При внедрении в производственный процесс новой техники и технологий, сотрудники должны получить от специалистов, наставников и педагогов профессиональные квалификации, чтобы активно использовать новые знания на практике. В план по обучению персонала в таком случае вводятся адаптационные курсы и вводные занятия.
При совершенствовании бизнес-процессов, учеба персонала должна проводиться по тем компетенциям, которые должны применяться именно на этом предприятии. Если компания планирует освоить новые предложения, то сотрудников необходимо осведомить о наличии различий между новым продуктом и имеющимся. При расширении компании требуется прибегнуть к обучению нового коллектива. При внедрении в деятельность фирмы новой информационной программы в план обучения добавляется подготовка каждой целевой группы на рабочем месте.
Если основная цель обучения состоит в развитии персонала, то образовательный план составляется с учетом вида получения квалификации. Это может быть управленческий или профессиональный виды. В программу по обучению входят технологии переподготовки персонала, получения новых специальностей, передачи навыков совмещения должностей.
Построение программы по обучению сотрудников
На любом предприятии имеются сотрудники, которые отличаются более высоким профессионализмом и стремлением к совершенствованию и развитию личных компетенций. Такая категория работников выступает кадровой основой компании и гарантией ее эффективного развития.
Учение такого персонала должно сводиться к передаче управленческих навыков, подготовке к переходу на руководящие должности.
При определении программ в обучении кадрового резерва должно браться во внимание наличие всех управленческих моделей, которые могут применяться в рамках деятельности конкретной компании. В программах должны содержаться семинары, на которых сотрудники смогут получать и развивать управленческие навыки.
- Управленческая коммуникация;
- Постановка и определение задач подчиненным;
- Разработка методов нематериальной мотивации.
В качестве примера рассмотрим годовой учебный план для персонала. В него входит шесть блоков, расположенных в зависимости от приоритетности поставленных задач.
Подготовка руководителей высшего звена:
- выработка стратегии фирмы (тренинги, семинары);
- посещение конференций;
Учение сотрудников по маркетингу.
- семинарские занятия по продаже и работе с клиентами;
- посещение конференций по маркетингу и изучению продукта.
Подготовка управленческого резерва.
- семинары и тренинги.
Подготовка начинающих работников.
- программа по обучению недавно устроившегося персонала с целью восстановления кадрового дефицита и подготовки работников для новых филиалов компании.
Образование прочих специалистов.
- тренинги, семинарские занятия и технические приемы в обучении.
При обучении сотрудников план может корректироваться в зависимости от положения дел на рынке и работы самой компании. Это относится и к финансированию образовательного процесса. Если предлагается его уменьшение, то в первую очередь убираются программы, которые представляют наименьшую ценность и значение. Однако основные цели, которые были определены на год, должны оставаться неизменными. Руководство должны уделять достижению данных целей первостепенное внимание. Значимость и важность целей подтверждается финансовой составляющей.
Программы по обучению необходимо разрабатывать в индивидуальном порядке. Для каждой отрасли важно учитывать квалификационные стандарты. Речь идет о должностных требованиях, набора компетенций, профессиональных программ и т.д. В период стабилизации учеба сотрудников проводится с учетом внутренних бизнес-планов, а так же учебных планов работников.
Планы составляются на основе ключевых направлений, которые должны обязательно реализовываться на практике.
Технологии и Инновации