Обучение персонала в аптеке
В любой аптечной организации, даже самой маленькой, все новые сотрудники должны получить на обучении необходимые для работы знания: о продукте, стандарте труда, который принят именно в этой фирме. Изучить правила, по которым принято общаться с клиентами и строить взаимоотношения в коллективе, а также требования к ведению рабочих документов и ряд других необходимых конкретно на этой работе вещей. Так как рынок постоянно меняется обновлять свои знания обязаны и опытные сотрудники компании.
Обучение сотрудников – новое веяние или вклад в будущее
Возникает вопрос - может будет проще нанять полностью подготовленных работников, чем заниматься обучением
Что должны знать и уметь фармацевты и провизоры
Основные профессиональные знания и умения для фармацевтов:
- работа с кассовыми аппаратами
- знания перечня медицинских препаратов и другого медицинского товара
- общее знание о приеме лекарственных препаратов, противопоказания, условия хранения и отпуска
- уметь оказывать первичную медицинскую помощь
Провизоры, кроме вышеперечисленных пунктов, должны:
- разбираться в технологиях изготовления медицинских препаратов
- контролировать качество лекарственных средств
- знать законы РФ о реализации медикаментов и других медицинских товаров
- знать трудовое законодательство
- разбираться в маркетинге
Обучение, которое проводят компании делится на несколько частей:
- ассортимент
- техники продаж
- управленческие навыки (управление персоналом, ведение переговоров, решение конфликтных ситуаций, основы коммуникации)
Функции фармацевтов. Это специалисты, работающие в аптечных сетях на реализации лекарств.
- выкладка товара
- поддержание порядка
- отслеживание срока годности товара, недопущение продажи просроченного товара
- соблюдение стандартов обслуживания
- консультации посетителей в вопросах медицинских препаратов, помощь в покупке препаратов без рецепта
- реализация лекарственных препаратов и других медицинских средств
- работа с кассовыми аппаратами
Функции провизоров
Заведующий аптекой:
- производит закупку лекарств и обеспечивает необходимый ассортимент товара
- руководит аптекой, соблюдает законы
- организовывает работу сотрудников
- осуществляет контроль за тем, как сотрудники выполняют свои обязанности
- обеспечивает целесообразность использования ресурсов аптек (труд и финансы)
Технолог:
- разработка технологических критериев производства медицинских препаратов
- контроль производства лекарственных средств
- ведение сопутствующей документации
Кому необходимо пройти обучение
Знаниями об управленческих навыках и формировании корпоративной культуры должен в первую очередь обладать руководитель предприятия. Это логично. Именно руководители требуют от подчиненных выполнение конкретных целей и задач, и именно они и отвечают за результат. На первоначальных этапах руководитель обязан иметь информацию об инструментах, которые использует коллектив аптечной организации. Руководитель – главный пример для коллектива, если он не имеет необходимых знаний и навыков, которые будут прививаться подчиненным, то он не будет иметь возможности вести контроль за результатами. Кроме того, он не сможет настаивать на их применении.
Последующее повышение квалификации будет зависеть от нескольких моментов: приоритетов аптечной фирмы, специфики работы каждого сотрудника и принятий решений. Мои рекомендации для клиентов – это вот такой поэтапный подход к организации процесса обучения.
Пункт 1: Составление списка с указанием должности и специфики деятельности каждого сотрудника. Если должностные обязанности планируется расширять, то новый функционал надо будет дописать в необходимую графу.
Пункт 2: Провести оценку нужных компетенций и знаний. Оценить навык и личную характеристику, необходимую для осуществления действующих должностных обязанностей. Если обязанности в перспективе будут расширены, то есть смысл добавить дополнительный пункт – обучаемость.
Пункт 3: Оценка реальных компетенций уже работающих сотрудников и каждый раз при оформлении в штат нового сотрудника. Проверка их соответствия требованиям для выполнения должностных обязанностей и выявление недостающих компетенций. Именно на основе последних и нужно строить планы по обучению и развитию каждого члена коллектива.
Пункт 4: Определение вида обучения, который поможет в приобретении недостающих компетенций максимально эффективным или выгодным способом (в зависимости от целей и задач сегодняшнего дня).
Пункт 5: Оценка возможностей и расстановка приоритетов соответственно со стратегической и оперативной целями.
Определения наиболее оптимального способа обучения
Сегодня для аптечных предприятий существует большое количество возможностей для повышения квалификации. Существуют даже экономичные версии. Не забегая вперед, можно сказать, что к главным способам обучения относятся:
- Самообразование и работа с наставником
- Обучение внутри компании. Его организуют собственный отдел, занимающийся обучением и развитием.
- Организация обучения фармакологическими производителями для аптек.
- Организация учебы фармакологическими дистрибьютерами.
- Организация корпоративных тренингов внешними тренерами.
- Принятие участия коллективов аптек в общих тренингах в учебных центрах и институтах.
Можно рассмотреть отдельно потенциал и ограничение каждой из представленных форм повышения компетенции сотрудников аптек.
Самообучение: на этом пункте остановимся кратко и без лишних деталей. Это, пожалуй, самый дешевый способ, но и, наверное, самый сложный. Его сложно организовать и управлять им. Те, кто способен на это – всегда опережают коллег в карьере, их часто можно увидеть руководителями разного уровня. Самообразование проходит в индивидуальном порядке, не в коллективе и поэтому необходимо согласование получения нового опыта в пределах целей фирмы.
Работа с наставником
В большинстве случаев обучением сотрудников занимается назначенный руководством сотрудник имеющий больше всего опыта, или даже начальник самостоятельно. Смысл этого обучения заключается в прямой передаче знания и опыта связанных с функциями именно этой конкретной профессии и особенностями фирмы, от наставника другим сотрудникам.
Работа с наставником – это весьма оперативное обучение. Оно помогает новым работникам в кратчайшие сроки приступить к самостоятельному выполнению рабочих задач с минимальными ошибками. Если наставник опытен и лоялен к компании и ее продукту, то этот вид передачи знаний быстро дает хорошие результаты.
При этом финансовые затраты будут минимальными. Обучение новых сотрудников может входить в должностные обязанности компетентных работников. Оплачивать их работу можно из премиального фонда.
Кроме того, процесс может проходить прямо на рабочем месте, а это дает возможность не снижать темпы работы.
Обучение, которое организуется внутренним отделом
Такой подход выгоден и эффективен, когда организации необходимы стандартизированные формы повышения квалификации для большинства работников и в постоянном режиме.
Обучение, которое организуют фармакологические производители
Производители фармацевтических средств достаточно часто проводят обучение работников сетевых аптек. Представители компании на безвозмездной основе организуют лекции и курсы для молодых специалистов, чаще всего, по продукту фирмы. Такой подход понятен – полная информация о продукте, это возможность ее быстрой реализации.
Обучение от фармакологических дистрибьютеров
Практически ничем не отличается от семинаров проводимых производителями лекарственных препаратов. Исключение составляет только то, что цель торгового представителя — это реализовать весь ассортимент, который он представляет на рынок.
Обучение на общих тренингах при институтах и учебных центров проходит только для сотрудников аптек.
Самый удобный и эффективный способ повышения компетенций – это корпоративный тренинг, который проводит исключительно для фирмы внешний тренер. Но он требует вложения больших денежных средств.