Методы и виды обучения персонала

Обучение сотрудников компании должно быть эффективным. Чтобы добиться этого, важно правильно выбрать виды и метод преподавания. 
К предметам обучения персонала относят:

  • знания. Работнику нужно дать не только теоретические, но и практические знания, которые позволят ему справляться со своими должностными обязанностями; 
  • умения. Работник должен освоить все манипуляции, приемы, действия, без которых невозможно выполнять работу; 
  • навыки. Недостаточно только получить знания. Важно понимать для персонала, как применять их на практике. Если сотрудник получает необходимые навыки, он может не только выполнять свою работу, но и самостоятельно контролировать свои действия; 
  • способы общения с клиентами, коллегами. виды поведения индивида. В данном случае оценивается комплекс действий, поступков каждого отдельного сотрудника при общении с клиентами, коллегами, подчиненными, руководством. Важно, чтобы стиль, характер поведения конкретного сотрудника соответствовал его должности, выполняемым обязанностям в организациях. Сотрудники должны уметь строить социальные отношения, быть коммуникабельными.



Для всех существующих методов образования персонала можно применить одну из следующих концепций:

  1. Специализированное обучение. В качестве ориентира выбираются потребности текущие или ближайшего времени. Учеба проводится с учетом реалий конкретной должности. Эффективность подобного обучения сохраняется в течение очень короткого временного интервала. 
  2. Многопрофильное обучение. Оно считается эффективным с точки зрения экономики. Сотрудник становится более мобильным как в рамках конкретного предприятия, так и за его пределами. Но последний факт повышает риск того, что работник в любое время может захотеть сменить место работы. Для предприятия это связано с риском того, что придется постоянно искать новых сотрудников. 
  3. Обучение, ориентированное на формирование, развитие личности. В процессе обучения основной упор делается на выявление имеющихся качеств (врожденных или приобретенных). Далее их предстоит развивать, совершенствовать, направлять в нужное русло. Эту концепцию используют преимущественно в научной сфере, при обучении педагогов и т. д.  

Обучение персонала может проводиться как с отрывом от повседневной деятельности, исполнения своих прямых обязанностей, так и непосредственно на рабочем месте.



Обучение без отрыва от производства предполагает использование методов обучения кадров и методик, перечисленных ниже:

  • копирование. Вновь принятому сотруднику предлагается действовать так же, как работает более опытный коллега;
  • производственный инструктаж. Сотруднику до начала работы сообщают общие сведения, касающиеся выполняемой работы, техники безопасности;
  • наставничество. Новый сотрудник в течение первых недель или месяцев работает под контролем более опытного работника;
  • ротация. Сотрудника на несколько дней, недель, месяцев переводят на другую должность для прохождения профпереподготовки, получения дополнительных компетенций;
  • делегирование. Работник получает право принимать решения, необходимые для выполнения поставленной задачи, но в рамках своих полномочий;
  • предоставление заданий с усложнением. Сотруднику постоянно выдаются новые задачи более высокого уровня сложности. Они могут быть более объемными или важными;
  • иной метод.



Если обучение проходит с отрывом от производства, применяются следующие методы и методики:

  • лекции. Лектор готовит теоретические материалы и дает их обучающимся. Учеба считается пассивной; 
  • семинары, конференции. Обучающиеся участвуют в спорах, дискуссиях, учатся излагать свою точку зрения, выслушивать оппонента. Метод обучения позволяет развить логическое мышление; 
  • деловые игры. Слушателям предлагается конкретная ситуация с распределением ролей. Они должны найти решение проблемы и т. д.; 
  • тренинги. На коллективных занятиях сотрудники изучают основы некоторой деятельности;
  • моделирование. В ходе обучения имитируются условия, характерные для конкретного рабочего пространства;
  • кружки качества, коллективные группы. Объединения персонала в некие группы, коллективы, чтобы решать имеющиеся задачи с большей эффективностью. Члены групп подают свои предложения, в том числе для передачи на рассмотрение руководящему составу; 
  • самостоятельное образование. Работник получает доступ к некоторым материалам и изучает их самостоятельно. Лекторы, наставники отсутствуют; 
  • иной метод.  

Часть из перечисленных методов обучения персонала используется только непосредственно на рабочем месте. Это относится к наставничеству, ротации, освоению редким операциям. В то же время в рамках, например, производственного цеха не получится изучать теорию, участвовать в семинаре или деловой игре. Такие методы предполагаю, что происходит направление персонала на учебу в специализированный учебный центр.



Самостоятельное образование имеет следующие преимущества:


  • работник самостоятельно выбирает место и подходящее время обучения;
  • сокращаются расходы. Не приходится нанимать лекторов и тренеров;
  • можно использовать бесплатные материалы, размещенные в интернете. Это относится к тестам, лекциям, видеоурокам, в том числе разработанным для мобильных устройств.

Самостоятельное образование имеет и минусы:


  • процесс никто не контролирует. Далеко не все могут грамотно распределять время;
  • нет мотивации. Если работник изучает предмет, только чтобы отчитаться перед руководством, он зачастую в этом не заинтересован. Процесс может либо вообще никогда не завершиться, либо закончиться, но без должного результата.

Образование может проходить не только на рабочей обстановке или в специализированном учебном центре. Возможно сочетание этих видов обучения. Например, слушателям предлагаются следующие методы:


  • опытное или эмпирическое. Сотрудник сам изучает материалы, но в соответствии с определенной последовательностью;
  • демонстрация, практическая работа с наставником. Опытный сотрудник показывает новичку, как выполнять операции. Стажер затем повторяет его действия, а наставник проверяет;
  • программируемое. Информация изложена в учебнике или специализированной программе. При этом нужно не только прочитать теорию, но и ответить на вопросы; 
  • учеба с применением ПК. Этот метод является развитием предыдущего пункта. Обучающийся работает с компьютером, берет информацию из разных источников, в том числе из интернета;
  • изучение действием. Работнику предлагается, например, участвовать в реализации общего проекта, решении имеющейся задачи, в том числе в другом отделе, например, в качестве дублера основного сотрудника.  


Технологии и Инновации