Методы и виды обучения персонала
- знания. Работнику нужно дать не только теоретические, но и практические знания, которые позволят ему справляться со своими должностными обязанностями;
- умения. Работник должен освоить все манипуляции, приемы, действия, без которых невозможно выполнять работу;
- навыки. Недостаточно только получить знания. Важно понимать для персонала, как применять их на практике. Если сотрудник получает необходимые навыки, он может не только выполнять свою работу, но и самостоятельно контролировать свои действия;
- способы общения с клиентами, коллегами. виды поведения индивида. В данном случае оценивается комплекс действий, поступков каждого отдельного сотрудника при общении с клиентами, коллегами, подчиненными, руководством. Важно, чтобы стиль, характер поведения конкретного сотрудника соответствовал его должности, выполняемым обязанностям в организациях. Сотрудники должны уметь строить социальные отношения, быть коммуникабельными.
- Специализированное обучение. В качестве ориентира выбираются потребности текущие или ближайшего времени. Учеба проводится с учетом реалий конкретной должности. Эффективность подобного обучения сохраняется в течение очень короткого временного интервала.
- Многопрофильное обучение. Оно считается эффективным с точки зрения экономики. Сотрудник становится более мобильным как в рамках конкретного предприятия, так и за его пределами. Но последний факт повышает риск того, что работник в любое время может захотеть сменить место работы. Для предприятия это связано с риском того, что придется постоянно искать новых сотрудников.
- Обучение, ориентированное на формирование, развитие личности. В процессе обучения основной упор делается на выявление имеющихся качеств (врожденных или приобретенных). Далее их предстоит развивать, совершенствовать, направлять в нужное русло. Эту концепцию используют преимущественно в научной сфере, при обучении педагогов и т. д.
- копирование. Вновь принятому сотруднику предлагается действовать так же, как работает более опытный коллега;
- производственный инструктаж. Сотруднику до начала работы сообщают общие сведения, касающиеся выполняемой работы, техники безопасности;
- наставничество. Новый сотрудник в течение первых недель или месяцев работает под контролем более опытного работника;
- ротация. Сотрудника на несколько дней, недель, месяцев переводят на другую должность для прохождения профпереподготовки, получения дополнительных компетенций;
- делегирование. Работник получает право принимать решения, необходимые для выполнения поставленной задачи, но в рамках своих полномочий;
- предоставление заданий с усложнением. Сотруднику постоянно выдаются новые задачи более высокого уровня сложности. Они могут быть более объемными или важными;
- иной метод.
- лекции. Лектор готовит теоретические материалы и дает их обучающимся. Учеба считается пассивной;
- семинары, конференции. Обучающиеся участвуют в спорах, дискуссиях, учатся излагать свою точку зрения, выслушивать оппонента. Метод обучения позволяет развить логическое мышление;
- деловые игры. Слушателям предлагается конкретная ситуация с распределением ролей. Они должны найти решение проблемы и т. д.;
- тренинги. На коллективных занятиях сотрудники изучают основы некоторой деятельности;
- моделирование. В ходе обучения имитируются условия, характерные для конкретного рабочего пространства;
- кружки качества, коллективные группы. Объединения персонала в некие группы, коллективы, чтобы решать имеющиеся задачи с большей эффективностью. Члены групп подают свои предложения, в том числе для передачи на рассмотрение руководящему составу;
- самостоятельное образование. Работник получает доступ к некоторым материалам и изучает их самостоятельно. Лекторы, наставники отсутствуют;
- иной метод.
Самостоятельное образование имеет следующие преимущества:
- работник самостоятельно выбирает место и подходящее время обучения;
- сокращаются расходы. Не приходится нанимать лекторов и тренеров;
- можно использовать бесплатные материалы, размещенные в интернете. Это относится к тестам, лекциям, видеоурокам, в том числе разработанным для мобильных устройств.
Самостоятельное образование имеет и минусы:
- процесс никто не контролирует. Далеко не все могут грамотно распределять время;
- нет мотивации. Если работник изучает предмет, только чтобы отчитаться перед руководством, он зачастую в этом не заинтересован. Процесс может либо вообще никогда не завершиться, либо закончиться, но без должного результата.
Образование может проходить не только на рабочей обстановке или в специализированном учебном центре. Возможно сочетание этих видов обучения. Например, слушателям предлагаются следующие методы:
- опытное или эмпирическое. Сотрудник сам изучает материалы, но в соответствии с определенной последовательностью;
- демонстрация, практическая работа с наставником. Опытный сотрудник показывает новичку, как выполнять операции. Стажер затем повторяет его действия, а наставник проверяет;
- программируемое. Информация изложена в учебнике или специализированной программе. При этом нужно не только прочитать теорию, но и ответить на вопросы;
- учеба с применением ПК. Этот метод является развитием предыдущего пункта. Обучающийся работает с компьютером, берет информацию из разных источников, в том числе из интернета;
- изучение действием. Работнику предлагается, например, участвовать в реализации общего проекта, решении имеющейся задачи, в том числе в другом отделе, например, в качестве дублера основного сотрудника.