Как рассчитать затраты на обучение персонала

Цель обучения можно разделить на долгосрочную и краткосрочную.


Планирование обучения — сложный процесс, состоящий из множества ступеней. Основной ступенью планирования является решение, какой цели нужно добиться по завершению обучения персонала. Планируемое направление обучения можно разделить на две категории: 

  • На получение бизнес-результата.
  • На личностный рост сотрудников. 

Приоритетной задачей обучения с первой направленностью является повышение профессиональных знаний и умений необходимых сотруднику, для качественного и своевременного выполнения должностных обязанностей.



При обучении со второй направленностью, важной целью выступает личностный рост и мотивация человека. Особенность этого обучения в том, что экономическая выгода первое время будет минимальной. Подобное обучение сравнимо с выгодной от инвестиций, доход от которых будет получен спустя время. Существует ряд целей обучения, которых придерживаются предприятия. 


Необходимо обеспечивать работникам возможность получения знаний и навыков требуемых для качественного выполнения поставленных перед человеком задач. Чем обширнее знания человека о его работе, тем больше вариаций решения трудностей, связанных с рабочим процессом, он сможет найти.


На предприятии улучшение образования сотрудников является обязательной частью их трудовой деятельности. Технологии не стоят на месте, каждый год появляются новые гаджеты и программы. Меняется экономика и представления о мире. Без постоянного обучения и повышения квалификации работники будут быстро терять актуальность.


Повышением квалификации сотрудников стоит заниматься организации. С этой задачи начинают воплощать в жизнь план по созданию внутренней системы обучения, если в фирме она отсутствует. Данная цель обучения наиболее понятна, удобна и эффективна. Повышение квалификации включает в себя поддержку профессионального уровня персонала, ознакомление с нововведёнными технологиями.


Третей целью обучения является подготовка работников к тому, что им придётся подменять своих коллег, когда те будут в отпуске, на больничном, командированы и в случае увольнения сотрудников. Работники должны быть готовы, частично, принять рабочие обязанности коллег в случаях, когда их нет. Это необходимо для того, чтобы рабочий процесс не прерывался, и организация не несла убытки.


Обучение подготовит работников организации к продвижению по карьерному плану. Особенно важно предоставлять дополнительное обучение молодым талантливым сотрудникам, имеющим перспективу в будущем занять более высокое положение.


Еще одной целью образования является желание вызвать у работников чувство общности и единства с компанией и коллегами по работе. Чёткое осознание ситуации, сложившейся в фирме, помогает работнику принимать более подходящие под ситуацию решения, а также способствует созданию более приятной обстановки в коллективе, поддерживая у работников хорошее отношение к коллегам и работе.


Также существует обязательное обучение, предусмотренное трудовым кодексом Российской федерации. Технику безопасности обязаны проходить все работники предприятия, не зависимо от их должности и предыдущего места работы. Существуют предприятия работа, которых связанна с повышенной опасностью, поэтому работники данных учреждений обязанный проходить регулярную сертификацию.

Обучение бывает не дешёвым, важно правильно рассчитывать финансы.


Решить нужно ли вам проводить обучение и если нужно то, когда это сделать, привлечь мастера специализирующегося на проведении обучения или сделать всё самостоятельно, нужно всего лишь взвесить все имеющиеся за и против. Сделать это возможно ответив на представленные вопросы.


Пункт первый. Какие технические средства имеются? В каком помещении проводить уроки? Имеется ли в распоряжении помещение достаточного объёма для того, чтобы разместить в нём всех желающих повысить свой уровень. Сейчас практически всё обучение проходит с использованием гаджетов с подключением к мировой сети. Обеспечение данным ресурсом множества людей может стать сложной задачей.


Как быть с инструктором? Как будет происходить оплата труда? Вы хотите оплачивать аттестацию или прохождения курса достаточно?  Будут ли покрыты расходы на предварительные работы?


Работники, проходящие обучение. Уверенны ли вы что каждый сотрудник, пройдя обучение принесёт доход компании, который окупит учебу? Если нет, вы готовы к такому исходу? Компании хватит средств на покрытие убытков без ущерба для бизнеса? На предприятии достаточно работников для того, чтобы составить расписание, позволяющее людям посещать занятия, семинары?


Четвёртый пункт. Обеспечение методическим материалом. Какой формат передачи информации будет использован? Что будет источником информации? Вы планируете приобрести носители, кто их вам доставит, а главное за какую сумму? Вы уверены, что материалы не потеряли актуальность, а всё изложенное в них верно? Есть ли у вас специалист, который это проверит?
Пятый вопрос – маркетинг. Не все сотрудники хотят идти на обучение. Как поступить? Заманить поощрением? Принудить? Провести рекламную акцию? Время, которое будет потрачено на рекламу окупится?


Шестой вопрос уже был затронут. Как возместить затраты? Будут ли они вообще возмещены? Выгода, полученная организацией будет достаточно большой для покрытия убытков? Сотрудники организации получат премию или штраф в случае удачно или неудачного окончания обучения? Такого рода мотивация не будет применена?

Есть также проблемные и менее заметные вопросы


Не всегда план обучения достаточно точен. Сколько рабочего времени будет затрачено на организацию процесса? А когда будут выявлены ошибки, сколько времени потратится на их исправление, возможно придётся снова вложится финансово?


Как быть со снижением производительности труда? Сколько времени работники затратят на получение образования вместо выполнения рабочих задач? Объём выполняемой работы не снизится слишком сильно? Возможно, это время могло быть потрачено с большей пользой?


Не всегда ожидания оправдываются. Конечно, дополнительное образование призвано сделать из простого работника профессионала в своей специальности, способствует продвижению человека вверх по карьерной лестнице, а чем профессиональней человек, тем больше прибыли он приносит компании. Вот только разумно, что чем лучше специалист, тем он востребований на рынке труда, следовательно, тем выше будет интересующая его заработная плата. Способна ли ваша компания предоставить её квалифицированному сотруднику?


Только после того, как вы ответите на все перечисленные вопросы и проведёте подсчёты всех расходов и доходов, вы сможете сделать вывод о том, выгодно ли для вашей компании в данный момент проведение обучения.

Правильный расчёт ROI


Сталкивались с ситуацией, когда привлекательная на вид конфетка внутри оказывалась несносно горькой или же приторно сладкой? Не приятная ситуация. Правда? Инвестиции бывают также обманчивы, в особенности инвестиции в обучение. Простая ситуация с конфетой имеет простое решение и не несёт за собой больших потерь и не слишком опечалит нас. А вот с окупаемостью инвестиций все много сложнее. Многие важные решения, касающиеся бизнеса, принимаются исходя из расчётов ROI. Нельзя допустить посторонних факторов, которые могут исказить результат расчёта. Нужно помнить, что окупаемость инвестиций — это не точный результат, вычисляемый без проблем и показывающий точную сумму доходов и расходов, а указывающий приблизительный путь затрат на развитие бизнеса, целью которого является помощь в принятии решении о том, насколько выгодным является проект. Важность данного показателя действительно очень велика и без него полный анализ бизнеса провести не удастся, но делать выводы на основе только его результатов не удачная идея.


Как нельзя узнать вкусная досталась конфетка, лишь взглянув на упаковку, так и уровень производительности нельзя определить, проверив лишь окупаемость инвестиций. Для того чтобы работники имели высокую эффективность после обучения и приносили компании доход, решения должны приниматься только после должного изучения проблем, нужд и потребностей организации. 

Для наиболее точного расчёта окупаемости инвестиций от обучения, нужно обладать информацией о всех финансовых операциях, выполняемых в компании.

Результат от поступлений на счёт фирмы существует трёх видов:


  • Может быть прибыль от увеличения дохода.
  • Прибыль может быть увеличена за счёт роста продаж и оказания различных услуг.
  • Финансирование из внешних источников может возрасти.

Результаты списаний со счетов условно делят на две категории:


  • Не имеющие связи с прибылью 
  • Те, что сократятся если улучшить приведённые ниже показатели
  • Реагировать на жалобы клиентов и работников устраняя причины жалоб.
  • Перестроить рабочий процесс так, чтобы максимально выгодно использовать время
  • Стремится к улучшению качества результатов.
  • Своевременно находить и устранять причину текучки потребителей и персонала.
  • Старятся сократить колонки расходов.

Формула расчёта окупаемостью инвестиций помогает проанализировать и дать оценку качеству производства. Но данная форма оценивания не совсем корректна. Возможность допустить ошибку чрезвычайно высока. Даже при очень тщательном подсчёте нельзя исключить вероятности ошибки. Не существует точного списка условий, которые могут повлиять на расчёт окупаемости инвестиций. Но можно выделить наиболее важные факторы:

  • Какую финансовую выгоду несёт организация от обучения
  • Какова стоимость решения проблем 
  • Насколько устойчивы результаты за долгосрочный период.

Что нужно учесть для разработки грамотной учебной стратегии:


Первым фактором является анализ принятых решений. Об эффективности результата от обучения невозможно судить только по одному показателю. Без учёта всех возможных факторов, доходов, расходов, времени, затраченного на работу, невозможно получить достоверный результат, несущий в себе хоть какую-нибудь ценность. Для повышения производительности нужно применять комплексный подход, охватывающий все доступные факторы, которые могут сказаться на производстве.


Также имеются и другие факторы. Иногда происходит так, что в графиках и отчетах видны значительные улучшения, тогда как в жизни ситуация либо никак не меняется, либо наоборот становится хуже. Подобное случится, когда в процессе анализа были использованы неверные данные или же не учтены какие-либо показатели. Для выявления причины, а также устранения такой несостыковки можно воспользоваться следующими практиками:

  • Для начала проанализировать тенденции.
  • Или провести работу контрольной группы.

Для окупаемости инвестиций большую значимость имеет то, насколько долго результат от обучения не теряет своей достоверности и актуальности.

В зависимости от каждой отдельной взятой фирмы, денежная ценность показателей может сильно варьироваться. Во внутреннем источнике каждой фирмы находятся важные, а главное надёжные величины качественных показателей и маржи прибылей. У показателей всегда есть ценность, которую можно вычислить тремя методами:

  • Самый простой способ. Можно сравнить новый показатель с тем, чью ценность уже установили.
  • Воспользоваться услугами исследователя, пользующегося доверием.
  • Обратится за помощью к надёжным экспертам.


Технологии и Инновации