Инновационные технологии обучения персонала

В экономике, на рынке труда складывается ситуация, когда знаний персонала, полученных в учебном заведении или непосредственно в процессе работы, недостаточно, чтобы компания могла оставаться конкурентоспособной. Чтобы удерживать ведущие позиции, необходимо постоянно заниматься обучением персонала, развитием его компетенций.


Технический прогресс остановить невозможно. И всем компаниям постоянно приходится думать, как решать старые или вновь возникающие проблемы. При этом работникам также приходится постоянно обновлять свои знания, повышать квалификацию до уровня, как минимум, среднего в данной отрасли с помощью обучения. Но что делать, если ситуация в экономике меняется едва ли не ежедневно, а выпускники даже ведущих вузов имеют только теоретические знания?


Специалисты в сфере обучения предсказывают, что даже обычному работнику придется постоянно учиться, в том числе уже на рабочем месте. К 38-летию среднестатистический выпускник вуза должен будет освоить 8-10 специальностей, чтобы оставаться конкурентоспособным. Это связано с тем, что некоторые профессии вообще потеряют актуальность, другие будут видоизменяться по мере появления инноваций и роботов и повсеместного внедрения систем искусственного интеллекта.


Уже на данный момент времени предприятиям приходится направлять своих сотрудников на периодическое переобучение. С имеющимися технологиями даются актуальные знания. При этом переобучение, курсы повышения квалификации зачастую дают больший эффект, чем стандартные формы обучения. Среди новых инновационных и востребованных форм обучения можно выделить следующие:



Виртуальная реальность

Применение инновационных методов виртуальной реальности предполагает, что основная часть информации воспринимается при помощи зрения (до 80% от всего объема). И для знакомства с новым оборудованием, технологиями выбирается именно виртуальная реальность. Этот метод обучения актуален для предприятий с масштабным оборудованием, опасными условиями труда. Например, так обучают начинающих шахтеров и технических специалистов еще до реального спуска в забой. 


Обучения с помощью виртуальной реальности позволяют заранее рассмотреть потенциально опасные ситуации, узнать, какие действия чреваты травмами и авариями. Человек «репетирует» свои действия, доводя их до автоматизма, чтобы не растеряться в случае реальной проблемы. 


Виртуальная реальность позволяет проработать различные не только рабочие ситуации, но и экстренные. Например, есть программные комплексы обучения, имитирующие взрывы, пожары на морских нефтяных платформах. Еще недавно информацию о действиях и технологиях в подобной обстановке давали только в теории. Никто не будет возводить, а потом сжигать реальную платформу, чтобы обучить персонал. А прорабатывать ситуацию в виртуальной реальности можно бесконечно, пока не будет нужного результата от обучения.


Дополненная реальность


Это направление обучения в сфере программного обеспечения развивается не менее активно, чем виртуальная реальность. Человек видит на экране ПК, ноутбука, смартфона реальную картинку, но дополненную компьютерной графикой. Он не «погружается» в виртуальную картинку, но получает возможность от такого обучения, например, проверить, как размещать коробки на поддоне, как загружать машину и т. д. Также можно увидеть, как обрабатывать ту или иную деталь, как проводить обточку или иные операции. Методы дополненной реальности позволяют сократить время подготовки или переподготовки персонала. При этом система подсказывает, что и в какой последовательности делать.

Искусственный интеллект


Системы искусственного интеллекта предполагают изначальные обучения некоторой машинной модели на значительных объемах данных. На сегодняшний день благодаря искусственному интеллекту можно формировать инновационные программы обучения, ориентированные на потребности не только конкретного предприятия, но и его персонала. Учитывается должность сотрудника, требования к его квалификации, возможные изменения в технологическом процессе и т. д. Например, предприятие закупило новую партию станков. Перед их запуском сотрудники могут пройти обучения и сразу перейти на работу в новых условиях без длительных перерывов на освоение.



Смешанная реальность


Сотрудник в процессе своей работы и обучения надевает специальные очки и получает подсказки от системы, что и как делать. Например, система инноваций советует, какую кнопку нажимать, в какой последовательности загружать комплектующие. Такие подсказки полезны как в стандартной, так и в экстренной ситуации.


На текущий момент времени смешанную реальность применяют к обучению персонала, находящихся на удаленных объектах, куда не может вылететь, например, инструктор. Инструменты же смешанной реальности позволяют не дожидаться помощи извне. Оператор получает подсказки и выполняет необходимые операции. 

Геймификация


Мобильные устройства распространены повсеместно. Одновременно совершенствуются технологии позиционирования в пространстве. На практике это позволяет широко использовать методы непрерывного или незаметного обучения. Они особенно эффективны в отношении тех, кто относится к поколению Z. Эти люди по многочисленным исследованиям, если им не интересна какая-либо тема обучения, через 8 секунд теряют всякий интерес к ней.


Например, элементы геймификации уже используют в крупных торговых сетях. Сотруднику вручается планшет, на который поступают указания, что нужно сделать в определенной точке торгового зала, на конкретной полке. Обучения ведутся уже непосредственно в процессе работы.


Еще один важный аспект обучения — его непрерывность. Сотрудникам предлагается участвовать в различных конкурсах на звание «лучшего специалиста» с подключением, в том числе социальных сетей, профильных форумов и чатов. Элементы геймификации при сдаче экзаменов, проверочных тестов также способствуют развитию интереса к обучению. Например, руководство Сибирской Угольной Энергетической Компании нашло своеобразный способ поощрение персонала. Если работник отвечает без ошибок во время обучения, он может пользоваться за счет работодателя скоростным доступом к интернету в автобусах по пути на работу и на остановках, ожидая транспорт.


В процессе обучения часто используется такой метод, как case-study. Он считается одним из самых эффективных и базируется на вполне определенных ситуациях. Обучающемуся предлагается некоторый набор обстоятельств или условий. Работник должен выбрать те, которые дадут правильный результат.


Этот метод обучения активно применяется в американской и европейской системах обучения. Гарвардская школа предполагает, что работник должен найти единственное правильное решение задачи. В Манчестерской школе допускается, что может быть несколько решений. Кейс может состоять как из одной, так и из множества страниц, отображающих реальные данные и факты.



Метод case-study предполагает, что работник активно участвует в обсуждении возможных ситуаций в компании. Это позволяет ему во время обучения сформировать навыки:

  • выработки верных решений в условиях неопределенных исходных данных;
  • формирования плана операций, действий. Важно, чтобы план был эффективным;
  • использования знаний, полученных в процессе обучения, в практической работе;
  • умения выслушать и оценить точку зрения иных людей;
  • изучения возникшей проблемы.

На текущий момент времени методы case-study в западных странах используется повсеместно. В России на него обратили внимание только ближе к XXI веку. Сейчас его используют крупные корпорации для обучения своих работников и вузы, обучающие медиков, экономистов, юристов и т. д.


Основное преимущество метода case-study — базирование на рассмотрении некоторых проблемных ситуаций. Обучающемуся дается кейс с описанием некоторой проблемы, характерной для реального бизнеса. Далее сотруднику компании или студенту нужно найти оптимальное решение. Нередко к решению проблемы в процессе обучения подключается весь коллектив подразделения, цеха, отдела. В рамках метода человек учится не только находить правильное решение, но и аргументировать свою позицию, работать совместно с иными членами персонала, изучать все стороны проблемы. В большинстве случаев сотрудники компаний достаточно активно участвуют в подобных обсуждениях.



Заключение

Новые технологии изменили и процессы обучения персонала, повышения квалификации. Обучения становятся динамичными. Заниматься можно в любое время. Важно понимать, что все из перечисленных технологий можно использовать совместно, используя преимущества каждой из них в конкретной ситуации.


Использование виртуальной и дополненной реальности с обучением позволяет компании отказаться от регулярных командировок. Не нужно постоянно направлять работников в учебные центры или создавать собственный. Чтобы оценить эффективность перечисленных технологий обучения в каждом случае, нужно учесть множество факторов. Например, сотрудники не отвлекаются от основной работы, не проводят недели и месяцы в учебных аудиториях. Не приходится нанимать многочисленных инструкторов. Современные цифровые учебные программы — это очевидная экономия практически для любой компании.


Если же говорить об адаптации к нештатным ситуациям, поиске выхода в случае аварии, у современных технологий просто нет альтернативы. Повышается вероятность того, что персонал справится с любой аварией, критической ситуацией, что негативные последствия будут минимальными.


Здесь важно выделить один момент. Существуют отрасли, в которых стоимость ошибки особенно велика, например: гражданская авиация, нефтедобыча, выплавка стали. Как показывает практика, компании, работающие именно в таких отраслях, активно пользуются технологиями современными для обучения персонала. Руководители таких компаний предпочитают отрабатывать действия персонала на предварительном этапе, чтобы не было растерянности в случае реальной проблемы.


Технологии и Инновации