Геймификация в обучении персонала

Использование игрового формата обучения в бизнесе несет в себе определенные преимущества, позволяя повысить уровень мотивации и заинтересованности участников, повысить общую эффективность проводимого обучения, сократить его сроки.


Представители поколений Y и Z, так называемые «миллениалы» и «зумеры», стремятся к самореализации и наличию определенного уровня свободы в процессе решения поставленных задач на работе. Для них собственное время и комфорт на рабочем месте представляют значительную ценность. Сегодня в России практика стимулирования охватывает в первую очередь материальные методики воздействия с премиями или штрафными санкциями. Другие направления мотивации практически не используются, снижая общую результативность воздействия. В странах Запада компании все чаще строят работу с персоналом через возможности геймификации.


Использование игровых моделей в неигровых формах деятельности, например, в процессе работы или обучения это и есть геймификация. Ее применение позволяет стимулировать продажи, наращивать клиентскую базу, повышать уровень лояльности персонала, сильнее вовлекать сотрудников в процессы обучения.


Применение механик игрофикации характерно для маркетинговой сферы, образовательной среды и различных направлений бизнеса.



Что такое геймификация


В основе игровых элементов геймификации лежат естественные стремления человека соревноваться и сотрудничать. Технология позволяет мотивировать к росту производительности труда и достижению поставленных целей. В качестве основных инструментов обучения здесь используется не только вознаграждение, но и рейтинговая система, необходимость достижения определенных уровней.


Вместе с этим геймификация не является синонимом фразы игровое обучение. Последнее распространяется только на конкретный процесс обучения, в то время как применение игровых элементов проникает во все повседневные рабочие моменты, воздействуя исключительно на мотивацию.


Несмотря на то, что ученые давно предложили подобную методику воздействия на персонал, широкое распространение она начала набирать только в последние годы. Объясняется это снижением эффективности традиционных методик мотивации. Обучение посредством «кнута и пряника» успешно действовавшая столетиями», теряет свою актуальность в условиях современного общества.


Для современной молодежи видеоигры являются непременным атрибутом жизни с детства, поэтому соревновательная практика в совокупности с набором поощрений ими воспринимается естественно, не выходит за рамки привычного образа жизни.



Принципы геймификации


Потенциал технологий игрофикации позволяет существенно упростить различные процессы, как связанные с обучением, так и решением бизнес-задач, повысить уровень удовлетворения от них. За счет данного подхода получение любого опыта проходит в форме игры, добиваясь более высокой вовлеченности персонала. В этом случае решение сложных задач (уровней) вызывает удовольствие, по аналогии с прохождением игры.

  • Мотивация является обязательной составляющей любой игры. Именно она обеспечивает стремление игрока продолжать прохождение до победного конца. Достигается это постановкой достижимых целей, решаемых последовательно с прохождением уровней. Обучение в игровом формате в полной мере реализует данный принцип, предусматривая получение различных бонусов по мере прохождения уровней. Например, в системе маркетинга данный принцип реализован через нарастающий размер скидки.

  • Статусы человека растут вместе с прохождением уровней. В игре по мере прохождения сила персонажа растет, аналогичная ситуация и здесь. В контексте трудовой деятельности статус выражается в карьерном росте и признании коллег.

  • Вознаграждение за каждый пройденный уровень норма для любой игры, аналогичная система поощрений жизнеспособна и в жизни. Для геймификации вознаграждение в виде дополнительных выплат за конкретные достижения занимает одно из основных мест. Например, наличие бонусов к ежемесячной зарплате или освобождение от каких-либо видов работ является серьезным стимулом для человека. В системе маркетинга данный принцип реализован через накопление баллов при совершении покупок.

Геймификация предусматривает и наличие дополнительных мотиваторов, например, соревновательную составляющую, командный дух, наличие развивающегося сюжета. Подбирать их можно индивидуально.



В чем польза геймификации


Основным преимуществом применения игровых элементов является рост вовлеченности участников. Игровая составляющая делает более интересным и работу, и обучение, выгодным приверженность магазину при покупке товаров. В таких условиях формируется мотивация, повышающая интенсивность и эффективность.


Использование игрового подхода актуально для подавляющего большинства сфер деятельности, что объясняется особенностями человеческого восприятия на эмоциональном и ментальном уровне. Соответственно стремление к внедрению геймификации находит все большее распространение.

Преимущества геймификации:


  • Возврат человека в состояние детства, традиционно наиболее приятное время жизни каждого человека.
  • Снижение сопротивляемости обучению, восприятию новой информации и необходимости действий за счет устранения внутренних барьеров.
  • Повышение эффективности командных действий в случаях, когда требуется привлечение нескольких человек.
  • Развитие эмоциональной составляющей процесса за счет внедрения элемента конкуренции среди участников.
  • Стимулируется рост самооценки участников процесса, стремление к самоутверждению личностей.
  • Повышение шансов доведения до конца первоначально поставленных производственных, образовательных и иных задач.


Недостатки геймификации:


  • Недостаточная эффективность при главенстве цели организации игры.
  • Необходимость в дополнительном финансовом обеспечении.
  • Создание игрового процесса и его внедрение дорогостоящий процесс.
  • Ошибки в расчетах ведут к конечному негативному результату.

Чаще всего проблемы с реализацией игрофикации происходят в случаях, когда ее внедрение не подкреплено фундаментальными знаниями в области психологии. В результате формируется ошибочный набор рейтингов, предложенные мотиваторы оказываются бесполезны и так далее.

Для какого коллектива подойдет геймификация


При всех преимуществах технологий игрофикации, их применение возможно только в определенных типах коллективов. В первую очередь речь идет о группах с преимущественно молодежным составом. Люди старшего, и даже среднего поколения не воспримут предложенный игровой формат, что только негативно воздействует на их мотивацию.


Представители поколений Y и Z имеют кардинально отличное представление о работе на фоне более старших коллег. Для них на первом плане получение внутреннего удовлетворения и развитие, а начальник рассматривается в качестве опытного наставника. Деньги для миллениалов и зуммеров не единственная самоцель трудовой деятельности, а удовольствие от процесса имеет не меньшую роль. Именно поэтому внедрение игрофикации, как способа мотивации персонала, начало развиваться только в последние годы.


Игровой формат предусматривает наличие системы оценки участников, внедрения системы KPI и персонального вознаграждения за выполнение поставленных задач.


Подготовка к внедрению игровых элементов


Их внедрение предусматривает необходимость реализации определенного объема подготовительных работ, среди которых:

  • Анализ существующих бизнес-процессов на предмет выявления их части, подходящей для внедрения.
  • Определить набор целей и задач, для всех сотрудников и структурных подразделений (команд).
  • Определить возможности каждого сотрудника воздействовать на конечные результаты и возможности игровой формы изменять их текущую культуру.
  • Регламентировать набор измеряемых параметров, подвергаемых оценке и отслеживанию после перехода к применению игровых элементов

Вне зависимости от выбранного сценария необходимо наличие человека, обеспечивающего коммуникации – привлечение внимания к внедряемым процессам, поддержание развития интереса к ним.

Принципы внедрения игрового аспекта в рабочий процесс


С технической точки зрения геймификация предусматривает применение игровых механик под процессы, происходящие в бизнесе. Реализация данной методики мотивации требует:

  • наличия продуманных сценариев достижения конечной цели;
  • наличия отображаемых данных с рейтингами, балльной системы и наградами;
  • наличия эстетики и эмоциональной составляющей, стимулирующей интерес.



Геймификация в бизнесе

В данном случае целью является замена рутинных процессов, характеризующихся монотонностью и сложностью, процессами с высокой мотивационной составляющей для коллектива. Например, составление плана продаж превращается в соревнование между сотрудниками, где победителя ждет вознаграждение, а организация в результате получит увеличенные продажи. Статистика показывает, что геймификация на 50% повышает производительность работы сотрудников и на 60% степень их вовлеченности в процесс.


Важным преимуществом игры является возможность рестарта в случае проигрыша. В результате на подсознательном уровне снижается уровень внутреннего напряжения, даже среди перфекционистов. Кроме того, игровая форма положительно воздействует на психо-эмоциональное состояние человека.


Геймификация в маркетинге

Основной целью внедрения игровых механик в данном случае выступает рост клиентской базы. Реализуется она при помощи карт лояльности, бонусов, проводимых конкурсов и так далее. Игровая форма в процессы продаж стимулирует развитие интереса потенциального потребителя. Основой игровой формы в данном случае выступают возможность бесплатного получения продукта, наличие новых товаров, обретение статуса.

  • Бесплатные товары становятся доступны участникам конкурсов, лотерейных розыгрышей и так далее. Широко распространена практика размещения кодов внутри упаковки с продовольственными товарами, например, газировки. Возможно проведение конкурсов в интернете, например, с необходимостью оставления комментариев для участия.
  • Статус растет вместе с ростом количества совершенных покупок. Вместе со статусом клиент получает различные бонусы – скидки, персональных менеджеров, дополнительный сервис и так далее. Покупатель получает мотивацию сохранять приверженность продавцу для сохранения и расширения своих привилегий.
  • Новые продукты могут на первом этапе продаж достаться только ограниченному числу избранных клиентов. Им может быть доверено голосование по очередности появления новинок в продаже и другим вопросам. Подобный формат стимулирует ажиотаж вокруг продавца среди покупателей.

Технологии и Инновации