Дополнительное обучение персонала

Успешная работа компании зависит от того насколько в ней заботятся о квалификационном уровне ее сотрудников и их соответствии требованиям дня сегодняшнего. Отдел кадров напрямую заинтересован в том, чтобы принимаемый на работу сотрудник имел максимальное соответствие требованиям, которые указаны в вакансии.



Даже самый высокопрофессиональный сотрудник фирмы с течением времени теряет свою квалификацию. Новые и более современные технологические процессы способные вывести фирму на более высокий уровень появляются буквально каждый день. Их незнание может сильно затормозить как рост самой фирмы, так и каждого ее работника. 

Существует три основных компонента из которых и состоит профессиональное обучение сотрудников. Каждый из них является совокупностью процессов, которые объединены в одну цель – обучить сотрудников новым навыкам и предоставить им новые знания.

  1. Получение профильного образования в учебном заведении. Это подготовка теоретической базы. Перед устройством на работу сотрудники должны получить знания по основам своей профессиональной деятельности. Это происходит в стенах ВУЗов. Хороший ВУЗ способен подготовить хорошего специалиста. Но и в этом случае около десяти процентов теории, которую сотрудник получает из учебника и лекций устаревает уже к моменту выпуска. За годы обучения появляются новейшие разработки, методы и данные. Тем не менее такой специалист с легкостью может продолжить обучение и самосовершенствоваться с опорой на полученные в ВУЗе знания.

  2. Самообразование. Для получения новых знаний совсем не требуется заново поступать в университет. Необходимо просто научиться находить требуемые источники нужных профессиональных сведений и распределять свое время. Можно организовать свою жизнь так, что в ней будет достаточно времени для работы, отдыха и изучения нужной литературы. Будет ли метод эффективен – полностью зависит от амбициозности и целей самого человека. Если достижение карьерных высот не является конечной целью, то самообразование поможет только в выполнении ежедневных обязанностей. Если же в будущем человек видит себя на более высокой или даже руководящей должности, то такой человек всегда сможет найти время, чтобы изучить необходимую информацию, непосредственно касающуюся его работы. Усложняющиеся условия производства и усовершенствование работы предприятий требуют от его персонала и совершенствования их мастерства. Это и умение обращаться с новыми, более сложными техническими устройствами, и умение модернизировать при необходимости какой-либо отдел. Самообразование в условиях сегодняшнего дня – это необходимость. Благо, что на сегодняшний день самообразованием можно заниматься вполне успешно и без отрыва от работы. Существует огромное количество тренингов и учебных заведений, занимающихся повышением квалификации сотрудников, дающих новые знания практически в любое время. Занятия могут проходить и в выходные дни и даже с применением дистанционных технологий. Подобная система дает очень хороший результат, если сам обучающийся замотивирован на получение новых знаний. Тогда он будет регулярно выполнять и отправлять на проверку все задания.

Способы и формы самообразования:


  • изучить учебную литературу и составить конспект по новой информации
  • проанализировать данные и выявить закономерности
  • присутствовать на лекциях, выставках, семинарах
  • стажироваться в других фирмах
  • изучить производственные процессы в своей фирме
  • обменяться опытом с сотрудниками своего предприятия, а также и других
  • участвовать в научных конференциях 
  • проходить обучение на любых дополнительных семинарах и тренингах.



 2. Если какому-то количеству сотрудников необходимо приобрести новые знания и навыки, так как произошло усовершенствование самого предприятия, то в этом случае можно воспользоваться такой формой образования, как повышение квалификации.  Ее реализация происходит в несколько этапов. Первое - руководство или отдел кадров предприятия формулируют четкий перечень требований к каждому сотруднику. В нем указываются знания и умения сотрудника, которыми он должен владеть, а также то, насколько он соответствует требованиям. Иными словами, необходимо определение профессиональных компетенций каждого работника. На этой основе можно конкретно определить кому какие данные необходимо развить, дабы работа шла с наибольшей продуктивностью и приносила организации максимум пользы. Второе – должна быть сформирована четкая картина коллектива организации. Количество человек, род занятий каждого сотрудника, зона его ответственности и то, как успешно он справляется со своими должностными обязанностями. Здесь необходимо выяснить, кто движет фирму вперед, а кто является виновником торможения ее развития. Учитываться здесь должны два момента. Это – уровень знаний и индивидуальность каждого сотрудника, так как именно они является залогом успешного обучения. Задача каждого руководителя - создание в организации таких условий труда, чтобы сотрудникам было удобно работать, они максимально выкладывались и хотели самосовершенствоваться и профессионально расти. При соблюдении этого условия компания сможет получить максимальную прибыль. Малейшая ошибка этого этапа и неверная оценка кадрового потенциала организации может привести к тому, что дальнейшие программы доп. обучения могут не принести требуемого результата. При условии, что кадровый потенциал удалось оценить правильно – необходимо заняться расстановкой приоритетов и продвигаться дальше.



Здесь вы можете прийти к выводу, что кто-то из ваших сотрудников может стать отличным руководителем отдела, так как он обладает задатками прирожденного лидера и может вести за собой других. В то же время вы можете выявить работников, которые нуждаются в получении дополнительных знаний. Может выясниться, что кто-то гораздо лучше справляется с обязанностями своих коллег, чем со своими. В таком случае рациональнее всего будет отправить одного на дополнительные курсы, а другому предоставить такую должность, где он сможет проявить себя в полной мере и принести пользу организации. Залог успеха и процветания фирмы – это стабильность и слаженность в работе всего коллективного состава.


Добавочные затраты на принятие на работу новых сотрудников снизятся при рациональной оценке кадров, уже имеющихся на предприятии. Например, вы считаете, что фирме срочно необходим новый сотрудник, но средства на его поиск и заработную плату в фирме пока отсутствуют. В этом случае выгоднее всего присмотреться к коллективу. Возможно, вы найдете человека, обладающего нужными профессиональными компетенциями. В таком случае его можно будет перевести на новую должность, а его обязанности разделить между остальными сотрудниками. Такой подход найдет одобрение у ваших подчинённых по той причине, что заработная плата вместо того, чтобы уйти другому специалисту, получит равномерное распределение между ними. Получается экономия фирме, и финансовая выгода коллективу.


Еще одним положительным моментом кадрового планирования является стимулирование работников на более активную деятельность. Это приводит к более быстрому привыканию к новшествам в работе фирмы. Уровень квалификации сотрудников требуется повышать приблизительно один раз в пять лет. Как именно это делать должно решать руководство фирмы. Допустим, это могут быть ряд семинаров для целого коллектива или для какого-то отдела. Можно отправить конкретных сотрудников на тренинги за пределами компании. Необходимо заниматься и стимулированием работников к самообразованию. Все это должно соответствовать плану, графику деятельности компании и финансовой нагрузке, которую организация может позволить.



Для чего нужно обучать персонал? В первую очередь, для того чтобы работники имели возможность получить основные знания, позволяющие им качественно выполнять свои должностные обязанности. Далее, это позволяет работнику ощущать себя необходимым компании. Он видит, что организация готова вкладывать средства в него и понимает, что нужен ей, чувствует заботу о себе. Этот факт стимулирует сотрудника работать в разы лучше. Оперативное реагирование на изменения в деятельности организации и быстрая адаптация к изменившимся условиям работы, а также новые навыки, позволяющие экономить время и приносить большую прибыль, являются еще одним плюсом в вопросе необходимости учебы работников.  


Обучением, переобучением и дополнительной переподготовкой можно заниматься и в пределах самой организации, и вне фирмы – в учебных заведениях и тренинговых центрах. В том случае, когда у сотрудника имеется база теоретических навыков, полученных по специальности в высшем учебном заведении, ему будет хватать регулярных тренингов на базе организации. Это позволит человеку применять полученные новые знания сразу на практике, не отрываясь от основной деятельности. Такая форма обучения позволяет существенно экономить средства. Плюсом является и то, что приглашенный тренер или лектор может одновременно обучить сразу несколько человек.  


Признаком высокой корпоративной культуры и является обучение сотрудников. Эта стратегия, которой необходим комплексный и сбалансированный подход. Она позволяет выявлять перспективных сотрудников и развивать их таланты. Кроме того, она способствует формированию команды профессионалов, способных взяться за очень сложные проекты.



Кроме профессионального образования, в организации целесообразно проводить и корпоративное. Новая информация и навыки позволяют профессионалам развивать свои способности и содействуют их максимальному использованию в работе. Происходит стимуляция внедрения в практику теоретический информации, и нацеливание сотрудников на достижения. Причем достигаются не только собственные профессиональные цели, но и те цели, от которых зависит прибыль организации, а значит и рост их заработной платы.


Средством увеличения эффективности работы и мотивации работников является корпоративное обучение. Здесь тоже имеются свои особенности. Самая главная – корпоративное обучение проходят все до единого сотрудники организации. Это помогает коллективу в подготовке к нововведениям внедряемым руководством. Сначала сотрудников необходимо научить работать по новым стандартам, а уже потом их создавать. Поэтому для начала коллектив необходимо обучить работать с новым оборудованием, а уже затем его устанавливать. Это помогает сократить время адаптации и приводит к тому, что нововведения происходят в штатном режиме, не нарушая производительности труда. 


Привитие новых навыков, командного духа, ответственности за собственную деятельность и способствование появлению новых идей, вот список положительных моментов от корпоративного образования. Его цель – повышение качества деятельности коллег, а уже потом получение им новых знаний. На такой учебе происходит общение коллег между собой в различных обстановках. Они обучаются коллективному решению проблем, слаженной и результативной работе, взаимопомощи.   


Кроме того, происходит это не в теории, а на практических действиях. Таким образом происходит возрастание мотивации работников. Изучая особенность деятельности коллег каждый стремится попробовать свои навыки в новой работе. Это способствует открытию новых талантов и совершенствованию старых.


Технологии и Инновации