Для чего нужно обучение персонала
В какое время, и с какой целью следует обучать работников
Повышение профессионального уровня персонала никогда не будет лишним, но бывают случаи, когда повременить с обучением ни в коем случае нельзя.
Мероприятия по повышению квалификации персонала стоит организовать в случае, если глава компании заметил, что сотрудники стали сталкиваться с такой проблемой как эмоциональное выгорание, по причине того, что они не могут достаточно эффективно справляться с возложенными на них обязанностями. Допустим, работающий в фирме сотрудник получил повышение, и в ходе работы осознал, что его профессиональных знаний и навыков недостаточно для успешной работы в данной должности. В этом случае люди испытывают стресс, из-за невозможности вовремя выполнять поставленные пред ним задачи, и это может спровоцировать эмоциональное выгорание. Эффективным решением данной проблемы станет проведение профессионального обучения персонала, назначенного на новые рабочие места.
Вторая ситуация: допустим, в фирме появился отдел, которого не было раньше, или был разработан продукт, аналогичных экземпляров которому, до этого на производстве не было, при этом заниматься подбором нового кадрового состава глава предприятия не желает. В этом случае можно организовать обучающие мероприятия для уже действующего штата фирмы.
Ситуация третья: было замечено, что результаты рабочей деятельности штата сильно снижены. Увольнение отмеченных сотрудников в данном случае не лучший вход. Следует провести беседу с людьми, есть вероятность, что у них просто недостаточный уровень квалификации и посещения профессиональных курсов будет вполне достаточно для того, чтобы данные специалисты вновь стали приносить пользу компании.
К тому же, стоит помнить, что новые знания и навыки команды не только принесут прибыль фирме, но и выгодно выделят организацию среди конкурентов.
Как подтвердить, что проводить мероприятия по обучению коллектива действительно важно? Список причин:
- Работники справляются с поставленными задачами в срок, и чётко выполняют норму? Пройдя обучение, они смогут работать, эффективнее, заканчивая дела быстрее.
- Штат, постоянно получающий новые знания касательно их трудовой деятельности, поможет быстрее развивать предприятие.
- Вложить время и деньги в уже проверенного сотрудника, обучая его, надёжнее и выгоднее, чем заниматься подбором нового с уже достаточным уровнем квалификации.
- В процессе получения новых профессиональных знаний, люди могут быть замотивированы на более продуктивную работу.
С какой целью проводятся мероприятия по обучению штата
Прежде чем начать организацию обучающих мероприятий необходимо выяснить, какой цели нужно достичь по его завершению. Провести анализ продаж, количества потребителей, проверить, не отстаёт ли фирма от конкурентов. Собранные данные дадут понять, какие слабые места есть в корпорации. По завершению всех приведённых выше процессов оглашается цель обучения, цели могут быть самыми разными: рост числа продаж и повышение качества предоставляемых услуг, старт свежего продукта компании, расширение клиентской базы. Также часто целью является улучшения межличностных отношений внутри коллектива, например обучение для успешной адаптации новых работников.
Кода цель ясна, следует определить, как будет происходить оценка результатов, достигнутых персоналом в процессе обучения. Это необходимо делать для того, чтобы по завершению обучения не возникло трудностей с оценкой эффективности приводимого обучения.
Бывают также ситуации, когда учеба персонала не принесёт выгоды фирме
Бессмысленно обучать работника, если он, повысив квалификацию, уйдёт работать в компанию, в которой ему предложат более выгодные условия.
Нет смысла тратить денежные и трудовые ресурсы, если фирма не собирается развиваться, а трудящиеся и без обучения стабильно справляются со своими обязанностями.
Закончим на этом разбор «за и против» и начнём знакомиться с видами.
Методы и способы обучения
Можно выделить три основных формы обучения: очное, дистанционное, гибридное.
Методы обучения проходящего очно приведены ниже
Лекция. В целом ничем не отличается от тех лекций, что велись в школе или универе. Имеет один крупный недостаток, это минимальное взаимодействие с обучающимися.
Семинар. Также не имеет отличий от используемого в университете, но имеет значительное преимущество пред лекцией, так как у учеников есть возможность постоянно контактировать с ведущим, задавая вопросы, высказывая мнение и участвуя в обсуждениях. Такой формат вызывает больший интерес, а информация лучше усваивается.
Тренинг. Этот способ похож на семинар, но с уклоном в теорию, а не в практику. К примеру, в процессе семинара ученику расскажут, как общается с клиентом, а в процессе тренинга обучающемуся потребуются совершить звонок, тесть к теоретической части добавят практику.
Приставление наставника. Чаще всего такой метод используют для обучения новых сотрудников. Сам метод довольно прост, к новичку приставляют уже опытного специалиста.
Дистанционные способы повышения профессиональных знаний трудящихся:
Видеокурс. Обучающийся просматривает обучающий контент в удобное для себя время, а после выполняет полученное задание.
Вебинар. Обычно вебинар посвящён одной определённой теме. Ведёт его спикер, который знакомит с теоретической частью (обычно с помощью презентации), а после беседует с учениками на пройдённую тему.
Мессенджер. Обычно в чат выкладывается задание, которое можно обсудить, а опытные рабочие делятся опытом.
Гибридные методы обучения
Гибридный – значит смешанный, в программе обучения присутствуют как очные, так и дистанционные занятия. Часто теоретическую часть дают дистанционно, а практику проходят на очных занятиях.
Обучение работников — не вопрос выбора, а необходимость
При расчёте бюджета организации обязательно вносятся расходы на обучение. Независимо от того какого размера предприятие персонал, имеющий высокую квалификацию, поможет главе организации, избавится от лишних затрат на поиск и найм подрядчиков. К тому же, вопреки общему мнению, обучение коллег куда выгоднее в маленьких компаниях, так как результат будет более явным.
Разберём два вида повышения профессиональных навыков работников
Обязательное. Это образование нужно для того, чтобы трудящийся мог выполнять свои прямые обязанности, хотя бы на уровне требуемой нормы. Такое обучение могут провести после введённых изменений в нормах ведения бухгалтерского учёта. Выбора, проводить такое обучение для штата, у работодателя нет.
Желаемое. Такое обучение поможет работникам, научится работать с недавно появившимся оборудованием, повысить навык коммуникации с клиентами, увеличить количество продаж. Важным условием для того, чтобы такое обучение проходило успешно, является желание самих учащихся приобрести новые знания.
Крайне распространены фирмы, которые делают ставку не на принуждение к обучению, а на поощрение и желание развиваться в профессиональном и личностном планах.
Необходимо тратить время и деньги на развитие не только профессиональных, но личностных качеств людей. Чем более работоспособные, целеустремлённые профессионалы, которые знают и любят своё дело, работая в копании, тем быстрее она растёт и развивается.
Целью любой коммерческой организации является увеличение получаемой прибыли с каждого работающего в ней человека. И чем выше профессиональные навыки и умения каждого, тем выше и доход, получаемый компанией с него. Так же помимо той выгоды, которая является основной целью обучения, часто люди могут получить дополнительную мотивацию к работе.
Нет смысла волноваться о том, что после обучения работник сменит компанию на более удобную для него. Важно понимать, что все фирмы можно разделить на два вида:
- Вкладываются в персонал и его профессиональный рост;
- Боятся, что работники вырастут.
Компании, не желающие помочь трудящимся развиваться, сами тоже стоят на месте, те же, кто предоставляют людям возможности роста, не задаются вопросом выгоды. Если сотрудник решил сменить место работы, значит, пора найти нового. Те, кто придерживается подобной философии, быстрее приходят к своим целям.
Для повышения профессионального уровня кадров компании, часто используют следующие стратегии:
Равнение на составляющую конкуренцию корпорации, то есть на приобретение тех же навыков, что есть у работников компаний конкурентов.
Можно стараться опережать конкурентов, составляя прогнозы и стараясь заранее обучать работников требующимся навыкам.
Или двигаться совершенно, не обращая внимания на рынок и способы ведения бизнеса конкурентов, постепенно двигаясь к своей цели.
Все стратегии имеют свои преимущества и недостатки, а значит, могут быть применены, и будут нести пользу. При выборе стратегии важно учитывать, что требуется плотно связать учёбу сотрудников с развитием предприятия для того, чтобы все процессы развития происходили синхронно. Ведь профессионализм сотрудников не только поможет компании эффективно развиваться, но и быстрее решать поставленные перед ним задачи.
Надо ли готовить кадровый состав к обучению
Для повышения эффективности проводимых мероприятий по повышению квалификации сотрудников, необходимо донести до обучающихся мысль о важности обучения. Наибольшей продуктивностью будет обладать материальная мотивация сотрудников, например такая, как премия, повышение заработной платы или карьерный рост. Работник, осознав, что повышение уровня профессиональной мотивации положительно скажется на его жизни и карьере, будет проявлять к обучению больше рвения. Данную модель мотивации можно сравнить с мотивацией в спорте: держа свою цель в поле зрения, спортсмен будет более усерден на тренировках.
Главе фирмы необходимо понять, в чём состоит проблема рабочих, возможно, им не хватает мотивации или навыков для работы, на назначенной должности. После необходимо рассчитать время, которое сотрудник потратит, проходя изучение, придётся ли полностью освободить сотрудника от его основной деятельности на период получения обучения или работнику удастся совместить эти два дела. Если работник не сможет выполнять назначенные ему поручения, необходимо будет подобрать замену для их выполнения.
Как долго полученное сотрудниками образование будет актуально
В среднем знания и навыки, приобретённые сотрудниками в ходе дополнительного обучения, остаются актуальными и позволяют выделять компанию среди конкурентов в период около полугода. Знания, полученные на более серьёзных и длительных семинарах по повышению квалификации, могут быть эффективны от 1-3 лет.
Что сделать, чтобы учебные мероприятия имели большую эффективность
Начальнику, принявшему решение об отправке сотрудника на тренинг, следует обсудить с направляемым следующее:
- В каких темах квалификация должна стать выше;
- Ответ на что должен быть получен (можно предоставить перечень вопросов);
- Чего должен достигнуть сотрудник по итогу.
По завершению необходимо обсудить:
- Какие ответы сотрудник смог найти;
- Что из усвоенного на курсе будет полезно при выполнении ежедневных обязанностей.
Если сказать проще, то необходимо предоставить работнику возможность обсудить полученные знания и навыки и рассказать о том, как можно использовать, чтобы принести пользу предприятию, желательно предоставить такую возможность как можно раньше по завершению.
Способ и методику обучения следует выбирать, опираясь на цель которой планирует достичь организация. Необходимо изучить такие пункты как:
Насколько востребована программа, какие условия необходимы для её проведения, и в каком формате будет протекать.
Следует провести беседу с инструкторами и тренерами, и обязательно поинтересоваться о результатах, уже прошедших учебную подготовку.
Глава корпорации непременно должен осуществлять постоянный контроль над ситуацией.
Учеба будет выгодна как для главы фирмы, так и для прошедшего её коллектива. Работники будут более востребованными специалистами, и смогут работать с большей выгодой для себя, тогда предприятие получит кадры способные без труда справляться с трудными задачами и привлекать клиентов своей компетентностью в рабочих вопросах.
Какие ошибки распространены
- Отправляя коллег учиться, необходимо знать распространённые ошибки:
- Эффективность полученных знаний может быть ниже, если не обращать внимание на специфику фирмы, и отправить трудящихся на курсы, имеющие успех, но плохо подходящие конкретной компании;
- Не уделять практике время;
- Вместо мотивации сотрудников, насильно заставлять.