Цели обучения персонала

Развитие персонала – процесс совершенствования навыков и умений сотрудников под руководством приглашенных наставников или наиболее подготовленных собственных специалистов. В условиях наличия четкой стратегии долгосрочного корпоративного развития руководство организаций всегда имеет представление о направлениях развития человеческих ресурсов.

Развитие персонала представляет собой сложный и одновременно непрерывный процесс, выстаиваемый в соответствии с задачами, поставленными перед обучением. При недостаточной проработке вопроса и отсутствии системности компания несет дополнительные финансовые затраты без какого-либо реального улучшения уровня профессиональной подготовки сотрудников и получаемого эффекта. 

Базовой целью запланированного производственного обучения персонала для компании является формирование у персонала необходимых навыков и компетенций, позволяющих осуществлять управленческую деятельность и самостоятельно вырабатывать решения по тем или иным вопросам в рамках своих должностных обязанностей. Для работников целью получения от компании обучения выступает обретение навыков, необходимых для дальнейшего профессионального и карьерного роста.


Причины необходимости обучения персонала


Существует три причины, по которым необходимо вкладываться в качество персонала:

  • Подход к обучению в любых способах и форм реализации является наиболее эффективным способом разрешения возникающих проблем, связанных с персоналом, как в настоящее время, так и в будущие периоды.
  • Процесс обучения относится к числу основных наиболее экономичных способов достижения корпоративных заданий через повышение качественных характеристик используемых трудовых ресурсов.
  • Решение об обучении является единственным способом увеличить ценность человеческого капитала и повысить уровень производительности труда.

Потребность в образовании является естественной реакцией любого хозяйствующего субъекта в условиях происходящих изменений во внешней среде: усилении конкуренции, появлении новых технологий. В рамках планирования обучения персонала требуется опираться не только от конечных назначений компании, но и планов самих сотрудников, принимать в расчет существующие риски и потенциальные сложности.


Соотношение целей образования к его функциям


Для управления кадрами учеба занимает одно из важнейших направлений деятельности, и обеспечивает реализацию следующих функций:

  • Обретение персоналом новых навыков обеспечивает рост эффективности исполнения производственных задач и применения существующего человеческого потенциала.
  • Обретение штатом удовлетворенности трудом после обучения и осознание признания руководителями выступает мощным мотиватором.

Приоритетность плана в обучении

 
Эффект от проведения обучения можно получить только при условии, что поставлены четкие задачи, причем они должны иметь четкую привязку к общекорпоративным долгосрочным планам компании.

Кардинально различными цели качественно построенного обучения являются для работодателя и работников.



Работодатель видит в нем:

  • Возможности интеграции сотрудников;
  • Адаптацию кадров к новым условиям;
  • Воспитание собственного управленческого кадрового состава;
  • Внедрение нововведений, повышение гибкости;
  • Развитие возможностей решения возникающих проблем.

Для сотрудников непрерывность обучения воспринимается в качестве:

  • обретение дополнительных навыков, способствующих повышению эффективности работы предприятия;
  • поддержание уровня собственной подготовки с учетом требований времени;
  • повышение собственной квалификации;
  • развитие навыков организаторской работы и планирования.

Среди заданий, ставящихся перед обучением штата, необходимо выделить:


Рост производительности труда. При грамотном построении процесса вместе с новыми навыками сотрудник получает дополнительную мотивацию для повышения его производительности.

Рост результативности труда в период адаптации. С получением необходимого обучения и навыков, осознания принципов работы в коллективе, новый сотрудник быстрее вливается в производственный процесс. Адаптационное обучение признается одним из наиболее эффективных методов интеграции людей в коллектив.

Подготовка управленческих кадров. С переходом на вышестоящую должность сотрудник за счет пройденного обучения обладает необходимыми теоретическими знаниями, а не получает их на новом месте в течение длительного времени вникая в нюансы и особенности своих обязанностей.

Удержание перспективных кадров. За счет обучения и продвижения по служебной лестницы удается удерживать наиболее перспективных сотрудников, способных в дальнейшем принести пользу компании.

Стимулирование. Включение перспективных работников в кадровый резерв обеспечивает стимулирование их рабочей деятельности, а также позволяет при необходимости легко заполнять дефицит за счет собственных кадров.

Сохранение знаний и опыта. Накопленный старыми работниками багаж знаний можно сохранить и передать новому поколению через механизмы обучения и наставничества, обеспечения необходимую преемственность.

Решение возникающих проблем. В последнее время образование все больше ведется с практической направленностью по узким направлениям, в которых компания испытывает определенные сложности.

Рост компании через управление знаниями. Полноценное управление накопленными корпоративными знаниями и получение новых навыков после обучения обеспечивает развитие компании, повышение уровня ее конкурентоспособности на рынке.



При общей схожести планов, поставленных перед обучением персонала, они могут несколько варьироваться в соответствии с потребностями конкретного хозяйствующего субъекта, показателей квалификации кадрового состава, его демографических характеристик, уровня материального обеспечения и других параметров. Влияние на итоги от обучения оказывает и временной фактор, играющий в условиях рынка повышенное значение.

Среди наиболее распространенных ошибок обучения сотрудников является увлечение модными программами в организации, так как они не всегда соответствуют корпоративным целям, а учеба работников не даст никакого положительного эффекта. Фактически такая деятельность рассматривается трудовым коллективом в качестве отдыха с соответствующим отношением к процессу.

Еще одной распространенной ошибкой при организации учебного процесса является игнорирование мотивационной составляющей для обучающихся, когда рассматривается исключительно получение практического результата от обучения.

Добиться необходимой эффективности в развитии коллектива можно только при условии, когда сами сотрудники заинтересованы в нем. Понимание важности повышения собственных навыков и компетенций не только для компании, но и себя лично, становится важным мотивационным аспектом для среднестатистического сотрудника.


Технологии и Инновации