Цели обучения персонала
Развитие персонала – процесс совершенствования навыков и умений сотрудников под руководством приглашенных наставников или наиболее подготовленных собственных специалистов. В условиях наличия четкой стратегии долгосрочного корпоративного развития руководство организаций всегда имеет представление о направлениях развития человеческих ресурсов.
Развитие персонала представляет собой сложный и одновременно непрерывный процесс, выстаиваемый в соответствии с задачами, поставленными перед обучением. При недостаточной проработке вопроса и отсутствии системности компания несет дополнительные финансовые затраты без какого-либо реального улучшения уровня профессиональной подготовки сотрудников и получаемого эффекта.
Базовой целью запланированного производственного обучения персонала для компании является формирование у персонала необходимых навыков и компетенций, позволяющих осуществлять управленческую деятельность и самостоятельно вырабатывать решения по тем или иным вопросам в рамках своих должностных обязанностей. Для работников целью получения от компании обучения выступает обретение навыков, необходимых для дальнейшего профессионального и карьерного роста.
Причины необходимости обучения персонала
Существует три причины, по которым необходимо вкладываться в качество персонала:
- Подход к обучению в любых способах и форм реализации является наиболее эффективным способом разрешения возникающих проблем, связанных с персоналом, как в настоящее время, так и в будущие периоды.
- Процесс обучения относится к числу основных наиболее экономичных способов достижения корпоративных заданий через повышение качественных характеристик используемых трудовых ресурсов.
- Решение об обучении является единственным способом увеличить ценность человеческого капитала и повысить уровень производительности труда.
Потребность в образовании является естественной реакцией любого хозяйствующего субъекта в условиях происходящих изменений во внешней среде: усилении конкуренции, появлении новых технологий. В рамках планирования обучения персонала требуется опираться не только от конечных назначений компании, но и планов самих сотрудников, принимать в расчет существующие риски и потенциальные сложности.
Соотношение целей образования к его функциям
Для управления кадрами учеба занимает одно из важнейших направлений деятельности, и обеспечивает реализацию следующих функций:
- Обретение персоналом новых навыков обеспечивает рост эффективности исполнения производственных задач и применения существующего человеческого потенциала.
- Обретение штатом удовлетворенности трудом после обучения и осознание признания руководителями выступает мощным мотиватором.
Приоритетность плана в обучении
Эффект от проведения обучения можно получить только при условии, что поставлены четкие задачи, причем они должны иметь четкую привязку к общекорпоративным долгосрочным планам компании.
Кардинально различными цели качественно построенного обучения являются для работодателя и работников.
Работодатель видит в нем:
- Возможности интеграции сотрудников;
- Адаптацию кадров к новым условиям;
- Воспитание собственного управленческого кадрового состава;
- Внедрение нововведений, повышение гибкости;
- Развитие возможностей решения возникающих проблем.
Для сотрудников непрерывность обучения воспринимается в качестве:
- обретение дополнительных навыков, способствующих повышению эффективности работы предприятия;
- поддержание уровня собственной подготовки с учетом требований времени;
- повышение собственной квалификации;
- развитие навыков организаторской работы и планирования.
Среди заданий, ставящихся перед обучением штата, необходимо выделить:
Рост производительности труда. При грамотном построении процесса вместе с новыми навыками сотрудник получает дополнительную мотивацию для повышения его производительности.
Рост результативности труда в период адаптации. С получением необходимого обучения и навыков, осознания принципов работы в коллективе, новый сотрудник быстрее вливается в производственный процесс. Адаптационное обучение признается одним из наиболее эффективных методов интеграции людей в коллектив.
Подготовка управленческих кадров. С переходом на вышестоящую должность сотрудник за счет пройденного обучения обладает необходимыми теоретическими знаниями, а не получает их на новом месте в течение длительного времени вникая в нюансы и особенности своих обязанностей.
Удержание перспективных кадров. За счет обучения и продвижения по служебной лестницы удается удерживать наиболее перспективных сотрудников, способных в дальнейшем принести пользу компании.
Стимулирование. Включение перспективных работников в кадровый резерв обеспечивает стимулирование их рабочей деятельности, а также позволяет при необходимости легко заполнять дефицит за счет собственных кадров.
Сохранение знаний и опыта. Накопленный старыми работниками багаж знаний можно сохранить и передать новому поколению через механизмы обучения и наставничества, обеспечения необходимую преемственность.
Решение возникающих проблем. В последнее время образование все больше ведется с практической направленностью по узким направлениям, в которых компания испытывает определенные сложности.
Рост компании через управление знаниями. Полноценное управление накопленными корпоративными знаниями и получение новых навыков после обучения обеспечивает развитие компании, повышение уровня ее конкурентоспособности на рынке.
При общей схожести планов, поставленных перед обучением персонала, они могут несколько варьироваться в соответствии с потребностями конкретного хозяйствующего субъекта, показателей квалификации кадрового состава, его демографических характеристик, уровня материального обеспечения и других параметров. Влияние на итоги от обучения оказывает и временной фактор, играющий в условиях рынка повышенное значение.
Среди наиболее распространенных ошибок обучения сотрудников является увлечение модными программами в организации, так как они не всегда соответствуют корпоративным целям, а учеба работников не даст никакого положительного эффекта. Фактически такая деятельность рассматривается трудовым коллективом в качестве отдыха с соответствующим отношением к процессу.
Еще одной распространенной ошибкой при организации учебного процесса является игнорирование мотивационной составляющей для обучающихся, когда рассматривается исключительно получение практического результата от обучения.
Добиться необходимой эффективности в развитии коллектива можно только при условии, когда сами сотрудники заинтересованы в нем. Понимание важности повышения собственных навыков и компетенций не только для компании, но и себя лично, становится важным мотивационным аспектом для среднестатистического сотрудника.
Технологии и Инновации