Мерчандайзинг в салоне оптики

Еще недавно магазины оптики были скучными и неинтересными. На одинаковых прилавках лежали столь же одинаковые оправы и стекла. Сейчас же салон оптики встречает клиента не только привлекательными очками, но и дополнительными услугами, например, проверка зрения. 

Многие не только специалисты, но и рядовые покупатели уже давно полагают, что при любой оптике должен работать диагностический кабинет. Одновременно владельцам компаний приходится решать, как удержаться на рынке, какие услуги еще предоставить клиентам, чтобы привлечь их внимание. Стандартного перечня товаров и услуг для этого уже недостаточно. Да и сами оптики все больше напоминают дорогие брендовые бутики. 

Эффективное управление оптикой невозможно без продуманной системы маркетинга. Если же руководитель компании сам не знает даже основ этой дисциплины, необходимой на сегодняшний день, он рискует совершить множество ошибок, в том числе фатальных. Результатом может стать закрытие бизнеса. Руководитель магазина оптики обязан знать, как анализировать рынок, поведение конкурентов, положение собственной компании. Он обязан уметь просчитывать последствия того или иного управленческого решения, определять его доходность и прибыльность.


3 возможных типа оптики


Начинать нужно с типа салона. Далее на этой информации строится стратегия работы.

1. Остров в торговом центре или небольшой магазинчик


В любом случае все прилавки, торговое место продавца не занимают более 10 м2. Такие точки обычно открывают в торговых центрах. Их можно видеть вблизи пляжей, рынков, вокзалов. Основной товар — солнцезащитные очки, чехлы и аксессуары к ним.

Как вариант, открыть такой островок можно в аптеке, при спортивном или медицинском центре. В ассортименте помимо солнцезащитных можно представить ряд обычных очков с наиболее востребованными диоптриями, чехлы к ним, салфетки для ухода. Если предлагать линзы, потребуются футляры и жидкости для хранения. Супер дорогие очки здесь не подойдут. Лучше предлагать товар среднего качества и такой же цены. 

2. Классический вариант торговли оптикой

Можно открыть отдельный салон, выбрав подходящее место, или арендовать площадь в пределах торгового центра.

Здесь не будут проводиться сложные анализы и тесты. Но можно отвести место для кабинета офтальмолога и проверки остроты зрения. Наличие окулиста и функции подбора очков — это значимые конкурентные преимущества. 

В таком магазине можно позволить себе выкладывать оптику с учетом категорий: отдельно для чтения, для постоянного ношения и т. д. И, конечно, потребуются сопутствующие аксессуары, начиная от чехлов и заканчивая особыми салфетками для протирания.

       

3. Полноценный салон оптики

 
Если есть желание не только продавать очки, но и предоставлять клиентам дополнительные услуги, потребуется помещение площадью не менее 60 м2. 

Здесь разместятся:
  • лаборатория; 
  • комната, где клиент может подождать приема; 
  • кабинет окулиста; 
  • аптека с препаратами для глаз; 
  • полноценный торговый зал с витринами, стеллажами, торговыми местами персонала.  

Решите, чем ваш магазин лучше конкурентов
Например, вы работаете в спальном районе и предлагаете товары эконом сегмента. В зал с оптикой чаще всего заходят пенсионеры, потерявшие или сломавшие очки, молодые мамы за жидкостью для линз или солнцезащитными очками. Иногда бывают случайные посетители, заинтересовавшиеся витриной.

Преимущество перед конкурентами — магазин оптики «рядом с домом». Продавец знает всех клиентов и всегда посоветует, что купить. Цены — из низшей и средней категорий. 

Для удержания конкурентных преимуществ можно:

  • удерживать цены на минимальном уровне; 
  • нанимать профессионалов; 
  • предлагать товары из разных ценовых категорий и дополнительные услуги; 
  • изготавливать очки на заказ и т. д. 

Конечный список может быть длинным и другим. Все зависит от того, как вы себе представляете работу в данной нише. Полагаете, что нужно поддерживать максимально возможный ассортимент? Не поленитесь проверить, что предлагают конкуренты. Возможно, у кого-то витрина окажется больше. И вам придется решать, стоит ли соревноваться, еще больше увеличивать ассортимент. Если вы на это не рассчитываете, подумайте, чем еще можно привлечь клиентов.


Подумайте над следующими вопросами:



  • как использовать преимущества визуального мерчандайзинга при продаже очков; 
  • как ведут себя клиенты в магазине, что их интересует; 
  • как разместить основные компоненты, обязательные для розницы; 
  • как выкладывать очки и сопутствующие товары на витрине; 
  • какие POS-материалы необходимы для оптики; 
  • как получить максимальный эффект от витрины.  

Оформляем оптику грамотно



Очки — достаточно сложный и специфический товар. С одной стороны, он позволяет решить проблему со зрением. С другой — является элементом стиля. Торговля оптикой не должна становиться чем-то типа приемного покоя в больнице. Но и сходство с ярмаркой недопустимо. На практике это приводит к тому, что начинать придется с дизайн-проекта, предварительного ремонта и закупки витрин, предназначенных именно для очков. 

На сегодняшний день массивные шкафы уступили место легким конструкциям из стекла в сочетании с пластиком и ЛДСП. Именно из этих материалов делают большую часть витрин. 

Несколько советов:

  • на входе размещайте витрины с тематическим оформлением; 
  • предлагайте клиентам сфотографироваться. Используйте для этого особые инсталляции; 
  • визуально расширяйте пространство за счет зеркал. Их же можно использовать для примерки очков; 
  • откажитесь от широких стеллажей в пользу узких; 
  • темные оправы размещайте на нижних полках, светлые — на верхних.  

Как правильно выкладывать товар в оптике:

  • даже масс-маркет нуждается в оформлении; 
  • подчеркните, выделите витрины с товарами известных брендов; 
  • используйте витрины с зеркалами; 
  • на верхних полках шкафов размещайте очки для мужчин. Третью сверху отводите для товаров в стиле «унисекс». На всех остальных представляйте товары для женщин. Мужчины чаще выше женщин. Им так будет удобнее рассматривать очки и оправы; 
  • выбирайте шкафы, витрины, стеллажи с полками глубиной не более 15 см; 
  • размещайте очки на светлом или контрастном фоне; 
  • учитывайте, как покупатели перемещаются по торговому залу; 
  • размещайте товары с учетом категории. Если же в ассортименте представлена большая группа однотипных очков или оправ, разделите ее на более мелкие при помощи вспомогательных товаров; 
  • не забывайте про прикассовую зону. Большая часть импульсивных покупок совершается именно здесь; 
  • чередуйте витрины с зеркалами, стойками; 
  • если дужки украшены рисунком, размещайте их так, чтобы были видны все детали; 
  • если поступила новая коллекция, размещайте так, чтобы покупатели видели оптику, только зайдя в магазин.


Витрины и прилавки для оптики должны соответствовать следующим критериям:

  • полки надежно зафиксированы; 
  • есть место для размещения всего необходимого; 
  • есть возможность обеспечить качественную выкладку очков; 
  • оборудование грамотно расставлено в торговом зале.  

Особенности освещения в салонах оптики

Вне зависимости от того, какие очки вы собираетесь продавать (для чтения, солнцезащитные и т. д.), необходимо тщательно продумать освещение. На линзах, оправах не должно быть бликов. Не допускается и наличие визуальных искажений в части формы и цвета изделий. Специалисты рекомендуют устанавливать галогенные лампы. Они позволят рассмотреть товар в деталях.


Технологии и Инновации