Мерчандайзинг канцтоваров

За счет оптимизации раскладки канцтоваров на прилавках обеспечивается возможность привлечения дополнительного внимания покупателей и увеличения среднего времени их пребывания в магазине. Одновременно растет и величина среднего чека. За счет правильной раскладки появляется возможность оперативно найти необходимые товарные позиции и расходные материалы к ним.

Для канцелярии характерна огромная товарная номенклатура, в таком многообразии непросто ориентироваться, поэтому для удобства покупателя требуется применение специальных вариантов выкладки канцтоваров на прилавках.


В целом вся канцелярия подразделяется на несколько укрупненных групп:

  • Бумажно-беловые товары (бумага, разнообразные бланки).

  • Письменные принадлежности (все виды ручек, карандашей, маркеров).

  • Системы хранения (папки, планшеты, коробки).

  • Офисные принадлежности (ножницы, клей, степплеры).

  • Расходные материалы.

  • Наборы и подарки.

Каждая из групп дополнительно имеет большое число подгрупп, поэтому мерчандайзинг канцтоваров заслуженно считается одним из наиболее сложных. Существенные различия в размерах, материалах изготовления, цветовой гамме характерны для большинства изделий, причем основная часть канцелярских товаров относится к категории мелкоштучных, имеющих небольшие размеры.

Соответственно успешно справиться с выкладкой можно только при условии наличия системности действий.

В рамках реализации принципов мерчандайзинга требуется раздельное размещение канцелярских товаров, представляющей каждую товарную группу. Такой подход обеспечивает потребителю быстрее искать в многообразии мелких по размерам канцтоваров необходимый лот. Самые габаритные товары данного вида помещаются на нижние полки, мелкоштучные изделия помещают на оптимальной для покупателя высоте – уровень глаз и немного ниже. Для упакованной продукции используются методики раскладки, аналогичные для товаров больших размеров. Для канцтоваров, относимых к премиальной категории, необходимо выделение отдельных пространств с соответствующим освещением и удобством доступа.



Для канцелярии, как товара, используется разделение всего ассортимента на целевую и импульсную продукцию. За товарами первой группы человек целенаправленно идет в магазин, а товары второй группы покупает «в процессе» под действием тех или иных эмоциональных факторов.

Варианты выкладки могут быть разнообразными, но при этом существует набор моментов, требующих обязательного учета. Для канцелярской номенклатуры небольших размеров требуется одновременно наглядность и эффективная защита от краж. Для импульсных товаров предусматривается размещение в магазинах рядом с целевыми товарами аналогичного назначения или в больших группах в местах наиболее массового движения людей, например, непосредственно перед кассами.

Для магазинов, оснащенных прилавками, удаление товаров от покупателя зависит от их размера, самые мелкие ближе к потребителю, самые крупные – дальше. Для залов с самообслуживанием вариативность размещения оказывается еще выше, как по схемам выкладки товаров, так и по организации витрин.

В проходных местах магазинов целесообразно размещение витрин с акционными товарами или сезонным ассортиментом. Такой вариант размещения позволит нарастить объемы продаж из данной категории. Рекомендуется и совмещение канцелярских товаров целевых групп, обладающих схожим предназначением. Например, возле таких товаров, как ручки или карандаши, желательна выкладка пеналов. Для товаров, чья привлекательность внешнего вида обеспечивается при взгляде сверху – вниз, рекомендуется размещение на нижних полках, под оптимальным для потребителя углом.



Для изделий, воспринимаемых потребителями в первую очередь в боковой проекции, мерчайданзингом отводятся средние полки. Для стеллажей с большой высотой (от 2 метров) верхние полки участвовать в торговле магазина практически не будут, но их применение возможно для кратковременного хранения разнообразной канцелярской продукции.

Для канцелярской номенклатуры, обладающей высоким потребительским спросом, целесообразно размещение товаров в различных местах торгового зала, что стимулирует покупателя обойти весь магазин, и повысит шансы совершения импульсивных покупок. Для импульсивной продукции важна наглядность товаров, чтобы товары постоянно были на виду у посетителя.

Для канцелярии в целом характерна высокая доля импульсивных покупок, поэтому стимулировать продажи можно за счет оригинальности выкладки в магазинах, например, с разбивкой товаров по цветам.

Мелкую продукцию целесообразно разместить в магазине под стеклом и с дополнительным, более сильным освещением. Отдельного внимания заслуживает организация работы продавцов, в частности по раскрытию предназначения тех или иных товаров, предназначение которых неизвестно клиенту.

Оборудование для выкладки канцтоваров

Оснащение магазинов канцтоваров требует использования соответствующих технических средств для организации эффективных продаж. Среди них:

  • Стеклянные витрины

  • Стойки с креплением для подвешивания.

  • Стеллажи перфорированные и других видов

  • Прилавки.

Подбор оборудования для выкладки осуществляется с учетом характеристик помещения, в первую очередь его площади, геометрии, уровня естественной освещенности, но при этом стойки и стеллажи в магазине, торгующем канцтоварами, оказываются более оптимальным вариантом. Их основное преимущество заключается в предоставлении клиенту возможности самостоятельно выбирать все необходимое, отказавшись от большого количества работников торгового зала.

На стойках с крючками целесообразно в магазине вывешивать продукцию, относимую к категории импульсивных покупок, например, упаковки с красочными фломастерами, яркие ручки и так далее. В большинстве случаев такие товары сочетают в себе привлекательность внешнего вида и доступную стоимость.


Вопросы и ответы

Каждый владелец магазина канцтоваров задается вопросом: «Какая должна быть выкладка, чтобы обеспечить максимальный уровень спроса?». Добиться успеха можно только за счет классификации всего товарного ассортимента, причем она должна распределяться не только по стоимости, но и потенциальной целевой аудитории.

Продукция для детей и офисного использования должна находиться в разных местах, как и товары премиальных брендов необходимо дистанцировать от массовых изделий. Например, дорогие перьевые ручки, блокноты в переплете из натуральной кожи, подарочные наборы должны занимать лучшие места в торговом зале.

Как увеличить продажи канцелярской продукции?

Привлекательный внешний вид витрин с канцелярскими товарами играет первостепенное значение, и только в конце лета перед началом очередного учебного года целесообразен временный переход на паллетную выкладку.

Технологии и Инновации