Мерчандайзинг фруктов и овощей

Каждый опытный сотрудник розничной торговли знает обо всех сложностях, связанных с реализацией плодоовощной продукции. Причины кроются не только в сезонности продаж и быстроте порчи овощей и фруктов, но и степени восприятия предлагаемого товара покупателем. Между тем, использование современных технологий мерчендайзинга позволяет в значительной степени скрыть имеющиеся недостатки продукции, превратив ее в привлекательный для потенциального покупателя объект приобретения.


Мерчендайзинг базируется на визуальных эффектах, и является наукой, посвященной правилам выкладки товара на прилавках. К нему же относится и работа с выкладкой разнообразных рекламных материалов, используемых с целью стимулирования продаж и потребительского интереса к продвигаемому продукту.


Основные задачи визуального мерчендайзинга:

  • Обеспечить размещение товара и его оформление так, чтобы вызвать у потенциального клиента желание приобрести его.
 
  • За счет рекламных материалов обеспечить навигацию покупателя в торговом зале с целью увеличения среднего размера совершаемой покупки.
 
  • Подобрать оборудование, обеспечивающего не только рост производительности труда персонала, но и презентацию лучших качеств реализуемых товаров.
 

Визуальный мерчендайзинг применим ко всем без исключения категориям товаров. В полной мере это относится и к организации розничных продаж овощей и фруктов. При этом помощником в данной ситуации выступает сам внешний вид реализуемой продукции. Подмечено, что в магазинах, где плодоовощная продукция отличается привлекательностью внешнего вида, продажи овощного и фруктового ассортимента оказываются существенно выше. Существует даже негласное правило, что отдел с овощами является лицом всего магазина.


В большинстве случаев при покупке товаров фруктовой и овощной категории потребители предпочитают более дорогостоящие фрукты и овощи, руководствуясь собственными понятиями о пользе того или иного продукта. Соответственно продавец должен выкладкой фруктов обеспечить привлекательность внешнего вида продукции, чтобы стимулировать у посетителя желание о покупке.



Помощниками в этом случае выступают:

    • Качество товаров. С полок должны оперативно убираться все плоды, потерявшие внешний вид, овощи, имеющие признаки порчи и несвежести. Наличие даже одного гнилого помидора или другого овоща гарантировано испортит внешний вид всей коробки.

    • Массивная выкладка. Покупателей привлекает яркость и количество фруктов, поэтому выкладка по принципу восточных базаров с большим ассортиментом и крупными объемами дает необходимый эффект. При этом необходимо соблюдать границы меры. В больших фруктовых кучах покупатели не настроены самостоятельно ковыряться, а многие фрукты и овощи обладают склонностью к механическим повреждениям, например, помидоры или мягкие сорта хурмы. Простым и удобным способом выкладки будет расставить овощи в упаковке поставщиков (коробки и ящики), наклоненных для удобства покупателей.

    • Современное торговое оборудование. В этом вопросе экономия недопустима, так как качественная вентиляция и охлаждение залог сохранения более долгое время товарного вида овощной и фруктовой продукции. Не меньшее значение играет и качественное освещение, обеспечивающее лучшую визуализацию витрин с овощами или фруктами. Оборудование также должно обеспечивать удобство работы персонала, например, выкатные тележки со склада в торговый зал обеспечат сокращение до минимума количества перегрузочных операций, и положительно скажется на внешнем виде продукции, например, ярких фруктов.
     
    • Реклама и навигация. Для зон продаж плодоовощной продукции необходимо выбирать зеленые цвета оформления пространства, так как именно зеленый ассоциируется с натуральным и безопасным товаром. Должным способом должна быть настроена и навигация, в частности продукция в выкладке должна соответствовать расположенным под ними ценникам. Средства навигации должны быть выполнены достаточно крупными для заметности, но не перекрывать обзор товаров. Плюс привлекательность внешнего вида, целостность и чистота ценников являются обязательным условием успешных продаж.
     
    • Самые видные места для товаров овощной и фруктовой группы. В любой торговой точке имеются места выкладки товаров, обеспечивающие максимально высокие продажи. Именно здесь должны располагаться товары, которые необходимо продать, как можно быстрее, и в полном объеме. Речь идет о полках, располагающихся на одном уровне с глазами покупателей, о торцевых местах на прилавках. Именно на эти пространства человеческий глаз попадает в первую очередь, привлекая к продукции необходимое внимание.
     
    • Обеспечить сопутствующие продажи. В подавляющем большинстве случаев покупатель отправляется в магазин за конкретным набором покупок, в то время как задача мерчендайзинга обеспечить совершение им еще и спонтанных покупок. Принцип увеличения продаж через спонтанные покупки предусматривает размещение наиболее продаваемых товаров таким образом, чтобы покупателю пришлось посетить как можно большую часть торгового зала. В результате популярные товары, например, картошка, располагается в глубине, а на пути к ней лежат экзотические тропические фрукты, зелень и другие товары, покупка которых осуществляется «в довесок» к основному набору. Если посмотреть на выкладку товаров успешных магазинов, то сразу при входе располагается по большей части продукция, специально за которой человек в большинстве случаев не станет выходить из дома.


    Общие правила при выкладке фруктово-овощной продукции:

    • Выкладка должна осуществляется в соответствии с типологией реализуемой продукции, например, фрукты и овощи не стоит смешивать на одном прилавке. При этом и внутри группы необходимо обеспечение раздельного размещения товаров различных групп, например, скоропортящиеся виды отдельно, корнеплоды отдельно, зелень отдельно, цитрусовые отдельно.

    • Ассортимент, реализация которого обеспечивает продавцу максимальный уровень выгоды, должны располагаться на прилавках на уровне глаз покупателей. Так на них будет приходиться больше внимания клиентов.

    • Для скоропортящейся продукции должна быть предусмотрена отдельная зона с качественной вентиляцией и охлаждением. Это позволит продлить ее сроки годности, а также продемонстрирует клиенту заботу о качестве реализуемой продукции.

    • Выкладка должна обеспечивать хорошую просматриваемость всех товарных позиций даже в случае беглого движения взглядом. Как минимум, должна быть обеспечена блочная визуализация отдельных товарных категорий.

    • Вся представленная в продаже фруктово-овощная продукция должна обладать привлекательным внешним видом, недопустимо использование грязного торгового оборудования и неопрятного персонала.



    Сегодня для красивого оформления точек продаж плодоовощной продукции на рынке предлагается огромное многообразие аксессуаров – товар, в таком случае, преподносится гораздо привлекательнее. Это специальные пластиковые и деревянные лотки, плетеные корзины, муляжи продукции для составления привлекательных композиций, искусственная зелень для декорирования пространств.


    Для торговых точек, представленных в ценовом сегменте от среднего и выше целесообразно применение полочных систем, позволяющих визуализировать пространство и обеспечить достаточную вместительность для фруктово-овощного ассортимента.


    Со стороны может показаться, что правила мерчендайзинга предельно просты. Но они же и максимально эффективны, так как их положения получены на основе многолетнего практического опыта.

    Технологии и Инновации