Мерчандайзинг фруктов и овощей
Каждый опытный сотрудник розничной торговли знает обо всех сложностях, связанных с реализацией плодоовощной продукции. Причины кроются не только в сезонности продаж и быстроте порчи овощей и фруктов, но и степени восприятия предлагаемого товара покупателем. Между тем, использование современных технологий мерчендайзинга позволяет в значительной степени скрыть имеющиеся недостатки продукции, превратив ее в привлекательный для потенциального покупателя объект приобретения.
Мерчендайзинг базируется на визуальных эффектах, и является наукой, посвященной правилам выкладки товара на прилавках. К нему же относится и работа с выкладкой разнообразных рекламных материалов, используемых с целью стимулирования продаж и потребительского интереса к продвигаемому продукту.
Основные задачи визуального мерчендайзинга:
- Обеспечить размещение товара и его оформление так, чтобы вызвать у потенциального клиента желание приобрести его.
- За счет рекламных материалов обеспечить навигацию покупателя в торговом зале с целью увеличения среднего размера совершаемой покупки.
- Подобрать оборудование, обеспечивающего не только рост производительности труда персонала, но и презентацию лучших качеств реализуемых товаров.
Помощниками в этом случае выступают:
- Качество товаров. С полок должны оперативно убираться все плоды, потерявшие внешний вид, овощи, имеющие признаки порчи и несвежести. Наличие даже одного гнилого помидора или другого овоща гарантировано испортит внешний вид всей коробки.
- Массивная выкладка. Покупателей привлекает яркость и количество фруктов, поэтому выкладка по принципу восточных базаров с большим ассортиментом и крупными объемами дает необходимый эффект. При этом необходимо соблюдать границы меры. В больших фруктовых кучах покупатели не настроены самостоятельно ковыряться, а многие фрукты и овощи обладают склонностью к механическим повреждениям, например, помидоры или мягкие сорта хурмы. Простым и удобным способом выкладки будет расставить овощи в упаковке поставщиков (коробки и ящики), наклоненных для удобства покупателей.
- Современное торговое оборудование. В этом вопросе экономия недопустима, так как качественная вентиляция и охлаждение залог сохранения более долгое время товарного вида овощной и фруктовой продукции. Не меньшее значение играет и качественное освещение, обеспечивающее лучшую визуализацию витрин с овощами или фруктами. Оборудование также должно обеспечивать удобство работы персонала, например, выкатные тележки со склада в торговый зал обеспечат сокращение до минимума количества перегрузочных операций, и положительно скажется на внешнем виде продукции, например, ярких фруктов.
- Реклама и навигация. Для зон продаж плодоовощной продукции необходимо выбирать зеленые цвета оформления пространства, так как именно зеленый ассоциируется с натуральным и безопасным товаром. Должным способом должна быть настроена и навигация, в частности продукция в выкладке должна соответствовать расположенным под ними ценникам. Средства навигации должны быть выполнены достаточно крупными для заметности, но не перекрывать обзор товаров. Плюс привлекательность внешнего вида, целостность и чистота ценников являются обязательным условием успешных продаж.
- Самые видные места для товаров овощной и фруктовой группы. В любой торговой точке имеются места выкладки товаров, обеспечивающие максимально высокие продажи. Именно здесь должны располагаться товары, которые необходимо продать, как можно быстрее, и в полном объеме. Речь идет о полках, располагающихся на одном уровне с глазами покупателей, о торцевых местах на прилавках. Именно на эти пространства человеческий глаз попадает в первую очередь, привлекая к продукции необходимое внимание.
- Обеспечить сопутствующие продажи. В подавляющем большинстве случаев покупатель отправляется в магазин за конкретным набором покупок, в то время как задача мерчендайзинга обеспечить совершение им еще и спонтанных покупок. Принцип увеличения продаж через спонтанные покупки предусматривает размещение наиболее продаваемых товаров таким образом, чтобы покупателю пришлось посетить как можно большую часть торгового зала. В результате популярные товары, например, картошка, располагается в глубине, а на пути к ней лежат экзотические тропические фрукты, зелень и другие товары, покупка которых осуществляется «в довесок» к основному набору. Если посмотреть на выкладку товаров успешных магазинов, то сразу при входе располагается по большей части продукция, специально за которой человек в большинстве случаев не станет выходить из дома.
Общие правила при выкладке фруктово-овощной продукции:
- Выкладка должна осуществляется в соответствии с типологией реализуемой продукции, например, фрукты и овощи не стоит смешивать на одном прилавке. При этом и внутри группы необходимо обеспечение раздельного размещения товаров различных групп, например, скоропортящиеся виды отдельно, корнеплоды отдельно, зелень отдельно, цитрусовые отдельно.
- Ассортимент, реализация которого обеспечивает продавцу максимальный уровень выгоды, должны располагаться на прилавках на уровне глаз покупателей. Так на них будет приходиться больше внимания клиентов.
- Для скоропортящейся продукции должна быть предусмотрена отдельная зона с качественной вентиляцией и охлаждением. Это позволит продлить ее сроки годности, а также продемонстрирует клиенту заботу о качестве реализуемой продукции.
- Выкладка должна обеспечивать хорошую просматриваемость всех товарных позиций даже в случае беглого движения взглядом. Как минимум, должна быть обеспечена блочная визуализация отдельных товарных категорий.
- Вся представленная в продаже фруктово-овощная продукция должна обладать привлекательным внешним видом, недопустимо использование грязного торгового оборудования и неопрятного персонала.