Fashion мерчандайзинг

Обширная отрасль, которая затрагивает практически все бизнес-процессы сферы моды относится к Fashion-Мерчандайзинг. Специалисты, работающие в этой индустрии, должны иметь не только глубокие познания в вопросах моды и стилистики, но и разбираться во всех тонкостях предпринимательской деятельности. От их профессионализма зависит множество процессов. Это и закупки, и маркетинг, и ценообразование, и, конечно же, презентация товаров, оформление витрин магазина.



В чем же специфика модного продукта


В первую очередь в мотивации. Модная продукция призвана удовлетворять социальные потребности человека. Именно это отличает ее от товаров ежедневного спроса, которые занимают нижние ступени пирамиды Маслоу и призваны обеспечить:

  • удовлетворение биологических потребностей (питание, сон, секс);
  • безопасность человека.

В то же время одежда, аксессуары и другая модная продукция направлена на удовлетворение средних уровней пирамиды потребностей, а именно:

  • признание, уважение, привлекательность;
  • подтверждение социального статуса.

Витрина


Витрина требует постоянной смены декора и образов, правильного освещения и достаточного пространства. Если в витрине используются крупные рекламные вывески, их необходимо менять в соответствии с сезоном, независимо от качества. Если нет возможности сделать плакаты, поместите манекены на витрину и меняйте их от 4 до 8 раз за сезон.


Вариативности требуют особенности самой индустрии мод. Если 5-6 лет назад производители новых коллекций выпускали две в сезон - весна-лето и осень-зима, то сейчас все крупные производители перешли на выпуск 4 сезонных коллекций для каждого сезона, а зачастую каждая из них состоит из нескольких частей - «тематик», выделенные отдельной цветовой палитрой и характерными деталями или используемым материалом.


При выборе торгового оборудования следует учитывать тип подвески и выставки. Безупречное оформление магазина включает в себя различное оборудование, но следует помнить, что одежда должна быть правильно представлена спереди или на манекенах. Если магазин хочет быть «в моде», без достойного торгового оборудования не обойтись.

Помощь покупателю


Главное – будьте тактичны! Все магазины как монобрендовые, так и мультибрендовые, должны разделять товар на определенные тематики для удобства покупателя. Это могут быть отдельные группы, распределенные по цвету, стилю, фактуре или цене. Так называемые «капсулы» создаются компаниями-производителями во время планирования сезонного ассортимента. Утвержденная классификация продолжает действовать при закупке продукции фирмами-посредниками, а также при розничной продаже товаров в магазинах. Концепция реализации и особенности оформления вывески планируется еще на этапе формирования ассортимента. В сфере моды и стиля мерчандайзинг затрагивает гораздо больше бизнес-процессов, поскольку действует не только непосредственно в торговой точке, но и в отделах маркетинга и категорийного менеджмента. Именно поэтому к специалистам в области fashion-индустрии предъявляются особенные требования.

Какие обязанности выполняет мерчандайзер в сфере фэшн товара


Перед такими специалистами поставлены целые комплексы задач, конечной целью которых является продвижение продукции в магазине и получение прибыли. Настоящий профессионал должен уметь прогнозировать модные направления и тенденции рынка, основываясь на личном опыте, многочисленных исследованиях, систематизации актуальных данных.


Далее мерчандайзер должен определить потребность конкретного магазина в ассортименте. Для четкого понимания, что продавать, когда и как, следует проанализировать не только тенденции рынка, но и особенности целевой аудитории, составить подробный портрет конечного потребителя. Люксовый бутик наполняется исключительно дорогим высококачественным товаром, сетевой розничный магазин реализует популярную продукцию по доступным ценам.


Еще одна обязанность fashion-специалиста – закупка. Байеры довольно часто ездят в командировки, где проводят переговоры с посредниками и производителями продукции. Тут важно умение договариваться. Для установления наиболее выгодных условий сотрудничества необходимо владеть незаурядными коммуникативными навыками. Таким образом закупщик-мерчандайзер должен быть не только грамотным, но и целеустремленным, харизматичным человеком.


Ценообразование – еще одна сфера деятельности мерчандайзера. В индустрии моды и стиля бывает сложно определить стоимость продукции для магазинов. Здесь приходится учитывать не только себестоимость и качество одежды, но и популярность бренда, особенности рынка и социальный статус потребителя.


Концепция оформления витрин магазина – наиболее творческая работа. В этой сфере важно задействовать не только аспекты бизнеса и маркетинга, но и творчество, комбинируя прагматизм с живым воображением и фантазией. Грамотно выполненная витрина привлекает внимание покупателей, ненавязчиво подталкивает их к совершению покупки.


Мерчандайзингом в сфере моды занимаются специалисты во всем мире. Но лучших результатов достигают только те, кто обладает ярко выраженными коммуникативными качествами, способностями к анализу, планированию и творчеству. В целом для индустрии моды характерно разделить мерчандайзинг на две группы: визуализации и моды.

Визуальные мерчандайзеры отвечают за разработку макета, планирование наиболее выгодного размещения продукции в магазине для стимуляции продаж.

В команде мерчандайзинга по высокой моде работают специалисты, участвующие в разработке дизайнерских новинок, их популяризации среди потребителей. Реализаторы стильной модной продукции сотрудничают с дизайнерами, обеспечивая стабильность продаж в магазинах и востребованность на рынке.


К fashion-merchandising относится одежда, товары для дома и красоты, аксессуары и пр. Безусловно, главная цель любого мерчандайзинг отдела – получение максимальной прибыли. Те или иные решения продавцов магазина в конечном итоге влияют на успех производителя на рынке.

Для понимания потребностей конечного потребителя в мерчандайзинге также используется пять прав 5R. Все участники рынка моды, от производителей до розничных торговцев, используют этот метод для определения наиболее выгодного места и времени продажи, установления приемлемой стоимости той или иной продукции.


Розничные магазины и компании-производители практикуют разные приемы реализации товаров. Так, производители анализируют предпочтения аудитории по стилю, фасону, фактуре, цвету и цене для каждого сезона по отдельности. Специалист также принимает во внимание особенности розничной торговли в магазине. После прогнозирования представитель производителя встречается с дизайнерами. На этом этапе разрабатывается макет будущей продукции, наиболее желанный для конечного потребителя. С учетом пяти прав мерчандайзинга моделируется и создается товар, подбираются методы его производства и продвижения, рекламные акции и пр. Все это влияет на себестоимость продукции и розничные затраты. Разумеется, конечная цена в магазинах должна быть доступной для потребителя.


Тонкости профессии

Мерчандайзинг в сфере моды и стиля - это не только фэшион-индустрия. Для принятия эффективных решений важно учитывать все факторы и уметь работать с конкретным сегментом. Например, для магазина популярных товаров и люксового бутика будут разные, можно сказать, кардинально отличные подходы к оформлению торгового зала и презентации товаров. Таким образом, настоящий профессионал является в какой-то мере психологом, дизайнером, маркетологом и торговым представителем. Мерчандайзер – это, без преувеличения, универсальный специалист. В его обязанности входят разноплановые задачи:

  • разработка планограмм в конкретных торговых точках с учетом их месторасположения, особенностей целевой аудитории и объемов продаж;
  • размещение товаров в торговом зале или же корректировка выкладки;
  • организация рекламных демонстраций новой продукции, сезонных распродаж и акций;
  • дизайн витрин, прилавков, размещение POS-материалов;
  • корректировка ассортиментной политики в магазине с учетом потребностей потребителя (контроль наличия востребованных товарных единиц в местах продажи);
  • применение эффективных способов демонстрации товаров для стимуляции импульсивных покупок;
  • предоставление консультаций персоналу по вопросам эффективной выкладки продукции.


Кроме всего перечисленного, мерчандайзер, работающий в сфере фэшн-индустрии, может участвовать в логистических процессах, переговорах с поставщиками и посредническими организациями, выполнять поиск клиентов и пр. Полный перечень должностных обязанностей может отличаться в зависимости от специфики компании.


Преимущества и недостатки профессии

Плюсы:

  • востребованная специальность с небольшой конкуренцией на рынке труда;
  • достаточно высокая зарплата;
  • возможность реализации творческого потенциала.


Минусы:

  • для быстрого трудоустройства в стабильной компании требуется опыт;
  • недостаточная учебная база для получения профессиональных знаний и навыков;
  • необходимость нести непосредственную ответственность за объем продаж в магазине и доход компании в целом.


Личностные качества хорошего специалиста

Ранее мы уже говорили о том, что мерчандайзер в сфере моды имеет множество разнообразных обязанностей. А значит он должен уметь работать в режиме многозадачности. Это требует большого трудолюбия, стрессоустойчивости, внимании к деталям. Хороший специалист обладает аналитическим складом ума, следит за тенденциями моды и легко находит общий язык с собеседником. Он отличный командный игрок и тайм-менеджер.

Место работы

Деятельность таких мерчандайзеров неразрывно связана с индустрией моды. Местом работы такого специалиста может быть любая компания или магазин, занимающиеся производством и реализацией одежды, обуви, аксессуаров, товаров для красоты и дома, средств для ухода за телом и пр.

Розничные торговые предприятия

Так же, как и компании-производители, розничные магазины начинают процесс стимуляции продаж со сбора данных, анализа и прогнозирования тенденций, учитывая реальные нужды своего потребителя. Объем продаж прогнозируется в начале каждого месяца. Как и оптовик, розничный торговец принимает все бизнес-решения в пользу удовлетворения покупательского спроса. Его деятельность напрямую связана с тенденциями на рынке, состоянием экономики страны и мира, циклом моды и даже технологическим прогрессом. Выбирая товар для реализации, розничный торговец будет прежде всего учитывать вкусовые и ценовые предпочтения целевой аудитории. По итогам принятого решения, продавец будет покупать товар у производителя или же заказывать производство продукции под собственной торговой маркой. После отгрузки заказанный ассортимент размещается на торговых площадках магазинов.

Образование

Тем, кто планирует продвигаться по карьерной лестнице в сфере fashion merchandising, следует задуматься о соответствующем образовании. Желательно иметь диплом младшего специалиста или бакалавра по специальности мерчандайзинг или маркетинг. Для усовершенствования навыков подойдут курсы, которые помимо основной тематики, предполагают такое обучение, которое охватывало бы основы бухгалтерского учета, моды, экономики, психологии, маркетинга и менеджмента. Кроме того, в сфере торговли очень важна практика. Для успешного старта в фэшн-индустрии новичкам следует пройти стажировку в любой торговой компании. При этом розничные торговцы всегда должны быть в курсе событий, отслеживать тенденции и мыслить на несколько шагов вперед. Для этого требуется постоянно совершенствовать свои навыки, обучаться, путешествовать, много читать. Фэшн мерчандайзер отвечает за презентабельный вид продукции и магазина в целом. Правильное образование – залог успеха!


Карьера

Покупатель: Составьте план закупок на 6 месяцев вперед и обновляйте ассортимент в магазине по мере необходимости, в зависимости от сезона. Интересуйтесь новинками на рынке, посещайте разнообразные выставки в сфере торговли.


Управляющий по счетам: Связующее звено между производителем товаров и конечным потребителем. Предлагайте покупателям линейки товаров разных производителей и продвигайте их с помощью рекламных материалов.


Менеджер торговой компании: Работа с персоналом (обучение, наставничество, контроль и оценка эффективности работы).


Координатор товаров: Обеспечивает связь «производитель – розничный продавец», несет ответственность за эффективный визуальный мерчандайзинг.


Менеджер торгового зала: Выгодная демонстрация продукции, новых коллекций, управление расходами с целью получения максимальной прибыли.


Планировщик: Анализируйте, проводите исследования, используйте статистические данные для принятия взвешенных и действенных решений. Определяйте тенденции на рынке, и разрабатывайте планы для повторных заказов.


Все вышеописанные специалисты могут совершенствоваться, развиваться и продвигаться по карьерной лестнице, при этом даже несколько отходя от основного профиля. Все это возможно при наличии высшего образования, особенно в сфере менеджмента.


Зарплата

Специалист с опытом работы и соответствующим образованием (здесь подойдут и курсы повышения квалификации, связанные с фэшн-маркетингом) вполне может занять достойно оплачиваемую должность в стабильной компании. Однако новичкам все же не стоит рассчитывать на высокую зарплату, до наработки опыта.


Компания «Лидер Тим» готова оказать любые услуги в сфере merchandising.


Технологии и Инновации