Автоматизация мерчандайзинга

Автоматизация повседневных процессов мерчандайзинга направлена на оптимизацию товарной выкладки в точках продаж, повышение эффективности управления в розничной торговле, улучшение логистики и складского хранения, получение максимально полной статистической и аналитической информации.

От программного обеспечения для мерчандайзинга требуется максимально полное покрытие всех направлений деятельности, с которыми сталкивается мерчандайзер в своей повседневной работе, начиная с вопросов выкладки продукции на прилавках, заканчивая контролем запасов по всем товарным позициям. В настоящее время уровень развития IT-технологий обеспечивает возможность реализации всего этого функционала на базе приложений для мобильных устройств.

В контексте IT-технологий мерчандайзинг предусматривает следующий набор подзадач:


  • ассортиментное управление и расширение предлагаемой номенклатуры;
  • разработка программ товарной выкладки с последующим анализом эффективности;
  • управление складскими заказами и пополнение товарного ассортимента на прилавках;
  • выявление и устранение недостатка продукции на складском хранении и в торговом зале;
  • управление ценовой политикой, ценовой аудит.

Мерчандайзинг является проблемным направлением для многих производителей продукции и торговых сетей. В условиях большого числа точек реализации процессы отслеживания полноты выкладки на полках и товарных запасов в магазинах превращаются в сложную задачу. Ее решение требуется значительного увеличения штата сотрудников или привлечения специализированных компаний, предоставляющих услуги мерчандайзинга на условиях аутсорсинга. Возможно и комбинирование обеих моделей действий.

Тем не менее, в любом случае требуется координация деятельности, что с учетом масштабов требует автоматизации для достижения необходимого качества.


В России мерчандайзинг появился вместе с крупными западными корпорациями, например, Coca-Cola или Philip Moris. Первоначально ведение всей статистики по ассортименту, расстановке товаров, результатам продаж и аналитике выводились вручную с записью в Excel на ПК.

В дальнейшем появились цифровые фотографии. Кроме того, актуальным оставался вопрос достоверности информации, так как определить дату фото и отсутствие ее корректуры в Photoshop практически невозможно.


В настоящее время подавляющее большинство рутинных процессов, выполняемых мерчандайзерами, автоматизировано. Фактически от специалиста требуется только сделать фото должно качества, загрузить его в программу для дальнейшего распознавания. Формирование отчетности и рекомендаций выполняется системой самостоятельно.

Наше агентство по мерчандайзингу обладает собственными приложениями для мобильных устройств, обеспечивающими загрузки и последующее распознание фото прилавков. Поступление фотоматериалов в большинстве случаев обеспечивают тайные аудиторы – внештатные сотрудники, посещающие магазины под видом обычных покупателей. Штат таких сотрудников у крупных компаний огромный, и каждый из них выполняет свою важную заботу за небольшое вознаграждение.


Заключая договоры поставок с точками продаж, находящимися на значительном удалении, производитель желает иметь полноценную информацию о соблюдении местным партнером оговоренных условий размещения продукции на витринах, используемого ценового диапазона и так далее. Решение подобных задач обеспечивается внештатными сотрудниками мерчандайзинговых агентств. От них требуется составление фотоотчета, установленного формата, и его отправка заказчику. Фотографии должны отражать выкладку товара, его остатки на полках, наличие рекламных материалов, цены и так далее. На них должны отображаться время, когда было сделано фото и привязка к геолокации.


Подобная схема действий предполагает оперативное получение необходимой информации при минимальных финансовых затратах. При этом добиться оперативности позволяет автоматизированность процессов. Все большую роль играет и «конкурентная разведка», когда крупные ритейлеры стремятся контролировать действия оппонентов для оперативности реакции на любые изменения.


Мерчандайзинг на современном этапе его развития позволяет оптимизировать ассортиментный ряд, объемы запасов и цены. При этом выкладка рассматривается в качестве одного из составных элементов, осуществляемого на основе планограммы и общего набора инструкций мерчандайзеру. В свою очередь конкретные указания по точному количеству той или иной продукции на витринах предоставляются крайне редко, и определяются специалистом в процессе работы.


Программные продукты, обеспечивающие автоматизацию данных задач, позволяют визуализировать планограммы с их дальнейшей распечатной. В результате в распоряжении мерчандайзера в магазине оказывается точный и понятный для восприятия план расстановки продукции. Вместе с этим программы визуализации зачастую не обладают функционалом аналитики и оптимизации размещения товары, что вынуждает персонал прибегать к использованию дополнительных программ. Средства аналитики позволяют дать оценку используемым моделям выкладки с предложением решений по ее дальнейшей оптимизации, необходимой для увеличения продаж.


Еще до начала выкладки требуется определиться с параметрами ширины и глубины предлагаемого ассортимента. С одной стороны, требуется предоставить выбор, чтобы каждый из посетителей выбрал для себя наиболее подходящий по всем параметрам товар, но с другой стороны выбор не должен быть слишком сложным. В ритейле непродовольственных товаров важное место отводится размерным горкам. Использование средств аналитики позволяет определить, в каких товарах существует потребность данной точки продаж. В первую очередь актуальность данного вопроса свойственна для магазинов, торгующих обувью и товарами категории Fashion. Данных предыдущих продаж для оптимизации размерного профиля в большинстве случаев оказывается недостаточно.

Применение средств автоматизации мерчандайзинга позволяет оперативно получить данные не только по необходимым товарам, но и их количеству, размеру, способам упаковки для организации доставки и так далее.


Максимальные показатели продаж могут быть достигнуты за счет совмещения решений в области планирования товарного ассортимента и систем управления закупками. Аналитика позволяет получить обоснованные рекомендации по управлению запасами в разрезе каждого конкретного товара с указанием размеров и артикулов, принимая во внимание расположение магазина и другие показатели. За счет такого подхода торговых компаниям удается сократить количество продукции, остающейся в продаже к моменту окончания сезона, когда реализация оказывается возможна только за счет предоставления скидок. Вместе с этим товарный дефицит для точек продаж не наблюдается.


Успешность мерчандайзинга складывается из двух составных компонентов: самого процесса и контроля над ним. Процесс объединяет в себе разработку набора инструкций, графиков посещений точек продаж, маршрутов следования, стандартов выкладки, складских запасов и так далее. Использование средств автоматизации позволяет более эффективно справляться с обеими частями в мерчандайзинге.


Автоматизированные программы повышают уровень прозрачности работы персонала, а GPS-контроль позволяет установить место нахождения сотрудника и время, проведенное в конкретной точке продаж. За счет больших объемов получаемых данных можно структурировать статистику по географии, торговым сетям и другим параметрам.


Преимущества получают и рядовые сотрудники, так как приложения автоматизируют значительную часть рутинной работы, позволяют снизить уровень нагрузки в процессе работы. Современному мерчандайзеру достаточно зафиксировать данные на планшете, а вся отчетность будут сгенерирована в автоматическом режиме.


Еще одно достоинство системы – выстраивание оплаты труда за фактически выполненные действия. Подобный подход считается одним из наиболее эффективных, стимулирующих персонал на интенсивность работы, формирующий нацеленность на результат.


В современных условиях увеличение прибыльности бизнеса возможно не только за счет экстенсивного роста (увеличение количества магазинов), но и увеличения маржинальной доходности с каждого прилавка торговых сетей. Добиться этого можно только за счет повышения эффективности мерчандайзеров, для помощи которым и создаются специализированные приложения. По статистике в России около 70% всех продаж ПО в помощь мерчандайзингу приходится на компании, работающие в сфере розничной торговли. Именно они стремятся минимизировать издержки при росте качества представления продукции на прилавках магазинов.


При охвате десятка магазинов мерчандайзер способен справиться с поставленными задачами и в ручном режиме, но с ростом числа точек продаж определиться с расстановкой прилавков, выкладкой, управлением складскими запасами оказывается все сложнее.


Каждый из магазинов по-своему уникален, поэтому полностью идентичными, применяемые к ним решения, быть не могут. Особенно сложной становится задача в случаях, когда под управлением находятся точки продаж различной товарной направленности. Соответственно ПО движется по пути стандартизации и унификации. Наличие полноценных систем обеспечивает возможность иметь полноценное представление о происходящем в магазинах, успешности продаж в каждом из них. Именно поэтому предпочтение должно отдаваться программным продуктам, создаваемым профессиональными специалистами.

Будущее в мерчандайзинге через несколько лет


Автоматизированный мерчандайзинг неотвратим, причем в первую очередь она будет применяться к точке между «товарной полкой» и поставщиком. Внедрение подобных систем в значительной степени снизит роль мерчандайзера, как специалиста. Отпадет необходимость и в отдельных программах учета остатков, а платежи поставщикам станут полностью автоматизированными. Вся информация будет собираться датчиками, интегрированными непосредственно в витрины. В них достаточно внести начальные данные по количеству и стоимости товара на прилавке, после чего они будут контролировать все процессы уборки или выкладки товара.


Если онлайн-кассы стали полноценным элементом розничной торговли в России, то автоматизированные системы в мерчандайзинге только ждут массового внедрения. Единственной слабой точкой является наличие погрешности в измерениях датчиков, например, в случаях, когда человек взял товар, но позднее вернул его обратно, причем положил в другом месте торгового зала. Соответственно требуется исключить ситуацию, при которой человек рассматривал товар, но не приобрел его, а ему выставляется счет на покупку. Можно полагать, что в течение нескольких лет специалисты смогут найти необходимые решения, и степень автоматизма в мерчандайзинге приблизится к максимальной.


Технологии и Инновации