Арома мерчандайзинг

Обаяние – это основное человеческое чувство, игнорирование которого представить не возможно. Воздействие запаха происходит на подсознательном уровне, даже болевой импульс достигает мозг позднее чем обаятельный. Аромамаркетинг, за счет того, что он так универсален и прост, создаёт для компаний и брендов возможность маскировать неприятный запах, и подтолкнуть посетителей к покупке за счёт создания благоприятной атмосферы.



Практика и исследования учёных уже подтвердили эффективность аромамаркетинга.  В приятно пахнущих торговых точках клиенты затрачивают времени на почти 16% больше обычного, при этом готовность купить товар возрастает на 15%, и на 6% возрастает число импульсивных покупок, всё это подтверждено путём экспериментов. Специалисты утверждают, что после ароматизации воздуха продажи повышаются на 15-16% в среднем.


Технологию ароматизации можно применить в: fashion, food-ритейле, торгово-развлекательном центре, гостиничном бизнесе, автосалоне, офисе, салоне красоты, выставке, презентации и т.д. Основной целью ароматизации в non-food ритейле является помощь в удержании клиента как можно дольше за счёт создания атмосферы в торговой точке.


Ароматы имеют большое влияние на человеческие эмоции, так как второй по значимости орган чувств обоняние.  Влияние средств массовой информации, и различные ухищрения продавцов заставляют покупателя чувствовать себя подопытной мышью. Визуально перегруженный ряд полок вынуждает клиента внутренне напрягаться, вызывая страх быть обманутым, поэтому покупатель старается скорее приобрести нужный товар и удалится из торговой зоны. Эмоциональной реакции потребителя можно мгновенно добиться путём прямого воздействия ароматов на подсознание, избежав при этом осознания клиента, что именно это сформировало у него приятные ощущения и тёплое отношение к торговой точке.


Точно подобранный неповторимый запах выигрышно выделит в серой массе конкурентов, создав уникальную атмосферу и как ничто подчеркнёт особенную статусность магазина. Ароматизированный воздух способствует повышению настроения как у посетителей, так и у персонала, что поможет большему количеству посетителей вернутся снова. Освежающий, дарящий бодрость аромат, увеличит качество работы всех работников, помогая им думать яснее и чётче, это приведёт к уменьшению количества ошибок в рабочем процессе и недопониманий в общении с клиентом.


От неприятного запаха также поможет избавиться обонятельный маркетинг, для начала неприятные амбре нейтрализуются, а затем подменяются другими, в чём-то схожими, но более подходящими ароматами.



Свежими ароматами или же запахами духов обычно ароматизируют примерочные. Не слишком приятный дух земли в отделах с овощами можно заменяют свежими ароматами ягоды, яблок или цитруса. Аппетитность свежего маринада прекрасно подойдёт для маскировки неприятного аромата квашеной капусты в отделе с закусками. В магазине обуви не обойтись без дорогого духа новейшей кожи. Давней риелторской уловкой является замещение отчуждённого запаха необжитого жилья, ароматами крепкого темного кофе и сладких яблочных пирожков.


Товары, которые определённо пахнуть никак не могут, аромамаркетинг также без проблем наделяет аппетитными ароматами. Например, прилавки, торгующие имбирным печением в герметичной упаковке, супермаркеты ароматизируют, это приводит к увеличению продаж на 300%.


Проходящий мимо холодильников с холодными напитками клиент может чувствует аромат хорошо закрытых напитков в упаковке, благодаря находящимся рядом «ароматизирующим точкам».
У прилавков, торгующих консервами также требуется ароматизация. Но и тут нельзя забывать об осторожности ведь запахи могут вызывать различные ассоциации. Отделу консервов с рыбой идеально подойдут аромат морского бриза специй и лимона, тогда как запах рыбы может вызвать мысли о несвежем продукте.

Ароматизировать все помещения по одной схеме не возможно, всё строго индивидуально. Нужно учитывать все факторы и нюансы.

Большие продуктовые магазины, чаще всего ароматизируют ароматом еды в соответствии с предлагаемым на прилавке товаром, стоит строго следить за тем, чтобы ароматы не пересекались.

Если помещение маленькое, а посетителей много в первую очередь стоит постарается поработать над нейтрализацией запахов. Ароматизировать воздух здесь нужно с повышенной осмотрительностью, не в коем случае не забывая о «приглашающей зоне». Входное пространство, ароматизированное в тематике помещения, может очень эффективно привлекать посетителей навеивая им приятные ассоциации.


Также особой осторожностью следует подходить к ароматизации мест, предназначенных для принятия людьми пищи. Тут категорически просто не возможно неправильное сочетание поданного блюда и запаха помещения. С узконаправленными заведениями ситуация обстоит проще. Например, ароматы какао и сладки эклеров будет великолепным сочетанием с той же шарлоткой в кофейнях, в то время как тяжёлый запах жаренного бекона в заведение смешанного типа будет составлять не слишком подходящую компанию вкусу сладкого пирожного. 


Аэрозольный баллон наиболее лёгкий способ ароматизировать помещение. Стоит он порядка пары десятков долларов. При правильном использовании такого баллона хватает в среднем на срок около месяца.


Чуть более дорогим будет ароматическое устройство на основе геля. Его не нужно распылять, работает более долговременно, площадь покрытия больше чем у аэрозольного, требует только сменять картридж.  Менять картридж нужно примерно раз в пару месяцев.


Следующим разберём диффузные распылители. Ароматические жидкости для него стоит почти тысячу долларов. А арома контейнер для него приблизительно сотню. Площадь работы этого механизма от 150 метров в квадрате. Срок эксплантации этого агрегата – от одного месяца.


Бывают ароматизаторы воздуха, которые нужно вставлять в саму вентиляцию. Стоить будет от тысячи до одиннадцати тысяч долларов. Встречаются даже ароматические машины, которые можно настроить выдавать разные ароматы в разное время.


Аромамаркетинг существует на Западе около двадцати лет, растущая конкуренция делает его всё более популярным и у нас. Всего несколько лет назад ароматизация не ценилась, но уже сегодня она стала необходимой обыденностью. Хотя потребители пока не до конца привыкли к данной новинке, поэтому привлекать потребителя данной маркетинговой уловкой стоит аккуратно, дабы не отпугнуть нестандартной технологией.


При распылении в воздухе магазинов аромата мандаринов и хвои в предновогоднее время сумма продаж увеличивалась приблизительно на двадцать процентов.

Благодаря использованию ароматов в магазине

Вырастает прибыль в магазине за счёт увеличивая продаж
Удовлетворённость потребителей увеличивается
У посетителей надолго формируются положительные ассоциации о магазине
У сотрудников рабочей точки улучшается настроение вследствие чего повышается качество их работы
Уменьшается количество конфликтов между клиентами и сотрудниками так как приятные запахи способствуют снятию стресса.
Можно повысить продажи определённой категории товаров засечёт использования определённых ароматов, например, одним из наиболее повышающих аппетит покупателей является запах свежей выпечки.

Нужно принимать во внимание что:


  1. Человек лучше реагирует на визуальное оформление сильнее чем на запах. Если товара своим визуальным оформлением уже произвёл впечатление на покупателя, то армат несёт куда меньшую роль.
  2. Визуально товар должен соответствовать запаху.
  3. Восприятие запахов зависит от пола и возраста. Женщины в большинстве своём более восприимчивы к ним чем мужчины.
Не стоит применять ароматы в магазинах специализирующихся на товарах для детей от 0-3 лет, а также в магазинах для бедующих мам. Так же не следует использовать яркие сильно пахнущие ароматизаторы, следствием не соблюдения этой рекомендации может быть астматический или аллергический приступ, тошнота или головокружение у посетителей. 
Важным фактором для выбора ароматизатора торгового зала является цветовое оформление этого зала. К примеру мягкие цветочные нотки идеально подойдут под интерьеры, выполненные в желтых бежевых или розовых оттенках, прохладный аромат морского бриза или свежего цитруса дополнит активные интерьеры холодных оттенков.  Красный цвет дополнит глубокий цветочный или насыщенно восточный аромат.

Подходящий аромат нужно выбирать для каждого маркетинга 


  • Для бутика женской одежды идеально подойдёт цветочный парфюм
  • В магазинах мужской одежды будут уместные восточный и древесный ароматы 
  • Для ритейлера детской одежды подойдёт запах складского 
  • Легкие духи ванили и лаванды будут удачным выбором в точке торгующей нижнем бельём
  • Свадебный салон и лёгкий цветочный аромат прекрасно сочетаются между собой
  • Обувной салон точно не сможет обойтись без аромата дорогой кожи

Шоурумы, бутики, отели часто используют аромат чёрной амбры, создающий неповторимую атмосферу эксклюзивности, а вот в магазинах более бюджетного сегмента или плохо проветриваемых помещениях этот аромат будет не уместен. Свежий огуречный аромат избавит от неприятного душка, который может появляться в сфере продуктового ритейла, а приятный аромат имбирного пряника без труда пробудит аппетит покупателя, что незамедлительно склонит покупателя к большему числу незапланированных покупок, благодаря чему средняя корзина станет больше.  На аромамарккетинг также сильно влияют сезоны и тренды, как и на магазины парфюмерии, в основном из-за их схожести.  Но есть также и благовония, не теряющие своей актуальности, например, сандал, мускус, ваниль, орхидея, такие ароматы можно назвать классикой.


Реклама играет основную роль в привлечении клиента, но купит ли потребитель представленный товар будит решено в самом магазине. Приятные ароматы помогут принять интерьеру законченный вид, ярче обозначит индивидуальность бренда и избавит магазин от любого неприятного запашка. Важно понимать, что аромамаркетинг это лишь один инструмент в огромной машине маркетинга и для повышения продаж не стоит пренебрегать такими инструментами как грамотная работа продавца, мерчандайзинга и т.д. Аромамаркетинг лишь улучшит общее настроении, создаст приятную атмосферу и позволит клиентам провесите в магазине больше времени.


В России сейчас бурно цветёт розничная торговля и это самое подходящее время для развития аромамаркетинга, который может стать решающим шагом в борьбе за клиентов.

Технологии и Инновации