Инвентаризация активов и обязательств

Обычно перед началом мероприятий по инвентаризации собственности и обязательств организации, глава предприятия издаёт приказ. При издании приказа есть возможность воспользоваться стандартной формой ИНВ-22, или составить его самостоятельно. Единственное правило – в приказ обязательно должна вносится информация о дате, в которую будет проводиться данное мероприятие, а также перечень всего того, что будет инвентаризироваться.

Провести инвентаризацию собственности и задолженностей организации может сформированная комиссия самого предприятия или специалисты, нанятые со стороны.


О чём нужно позаботится до начала проведения инвентаризации

В случаях, когда речь идёт об учёте принадлежащих корпорации вещей, до начала инвентаризации, комиссия должна ознакомится с документами, содержащими информацию о поступлении в бухгалтерию сведений о полученном и списанном оборудовании. Заполняют ведомости и занимаются передачей комиссии и бухгалтерии данных документов, люди на чьи плечи была возложена материальная ответственность (п. 2.4 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 No 49).


После окончания этапа с расписками, начинается подготовка специальных учётных описей для каждого вида объектов, которые подлежат инвентаризации. Важно! Каждая опись имеет как минимум ещё один экземпляр. (п. 2.5 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 No 49).


Инвентаризации расчётов - как проходят и регистрируются

Расчёты инвентаризуют, чтобы убедится в том, что все суммы, зарегистрированные на счету бухгалтерского счёта, имеют обоснование. Другими словами, нужно удостовериться в том, что все числа указаны верно и могут быть подтверждены документами, также обязательно проверяются долги организации по кредитам. Для этого сверяют данные компании с теми, что предоставляет сотрудник банка.


Из вышесказанного делаем вывод о том, что первым делом для проведения инвентаризации расчётов нужно составить бухгалтерскую справку, в которую будет занесена информация о задолженности предприятия. Вот пункты, которые должны быть указаны в справке:

  • Полное название всех организаций, являющихся кредиторами либо дебиторами для проверяемого предприятия;
  • Объяснение причины, по которой существует данная задолженность;
  • Реквизиты бумаг, которые должны подтверждать задолженность.

По завершению составления справки, подтверждающей задолженность, комиссия после сверки информации составляет акт по форме ИНВ-17. Этот акт также должен быть составлен как минимум в двух экземплярах. Первый будет предан бухгалтерии, а второй останется на руках у представителей комиссии, проводящей инвентаризацию (п. п. 73, 74 Положения по бухучету, Указания, утв. Постановлением Госкомстата от 18.08.1998 No 88).


Финансовые обязательства в зависимости от того были они подтверждены кредиторами или нет обязаны быть занесены в акт индивидуально. Также следует поступить с безнадёжным долгом если таковой имеется.

В каком порядке выполняется ревизия собственности и обязательств предприятия

Инвентаризации используются не только как инструмент, с помощью которого можно осуществлять внутренний контроль фирмы, с их помощью можно также отслеживать деятельность бухгалтерии и налоговой.


Одиннадцатая статья Федерального закона от 06.12.2011 No 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», пп. 26 - 28 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утверждённого Приказом Минфина России от 29.07.1998 No 34н. Регламентирует мероприятия по инвентаризации состояния и обязанностей предприятия.


К концу мероприятия по оценке собственности будет получено подтверждение фактического наличия и состояния объектов, а также оценка собственности и обязанностей корпорации. Собранная информация сверяется с той, что была, ранее внесена в бухгалтерский учёт.


То, в каком порядке проведения инвентаризации будет проходить учёт материальных средств, прописывается ещё в момент разработки учётной политики фирмы. У фирмы есть возможность зарегистрировать своё положение, но сведенья об этом всё равно нужно будет занести в учётную политику.


Из-за сложной эпидемиологической обстановки, сложившейся 2021 году, и ряда мер связанных с внесением новых ограничений, были допущены маленькие послабления для порядка переучёта. Сейчас доступны новые способы подтверждения фактического наличия собственности некоторых видов. (Письмо Минфина России от 25.02.2021 No 07-01-09/12927, Приложение к Письму Минфина России от 29.12.2020 No 07-04-09/115445). Если точнее, появилась возможность задействовать в процессе инвентаризации аудио и видео записывающие устройства, для подтверждения или опровержения наличия и состояния собственности, когда на месте хранения объекта часть комиссии присутствует физически, а часть виртуально.


В какие моменты проведение инвентаризаций принадлежащих компании вещей, является обязательным

Предприятие должно инвентаризировать собственность в случаях, указанных в части три, статьи одиннадцать Закона о бухгалтерском учёте:

  • Когда сменяется статус или владелец объекта (выкупается, арендуется, продаётся);
  • Перед началом составления годового бухгалтерского отчёта;
  • Когда происходит смена лица, несущего материальную ответственность за объект;
  • Если была обнаружены кража или порча собственности;
  • После произошедшей чрезвычайной ситуации, повлекшей за собой утрату имущества, для оценки степени нанесённого ущерба;
  • А также в других случаях, когда того требует законодательство.


На что обратить внимание, когда на предприятии проводятся инвентаризации

Главной целью инвентаризации является подтверждение правильности информации, содержащейся в бухгалтерском учёте (из второй части одиннадцатой статьи Закона о бухгалтерском учёте).


Переучёт имущества данного вида должны проходить фирмы всех типов, ни сфера деятельности, ни используемый налоговый режим фирмы не имеет значения (пункт 38 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации», пп. 26, 27 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности).


В процессе прохождения годового переучёта имущества необходимо предоставить подтверждения всех остатков со счетов бухгалтерского учёта, статьи отчётов бухгалтерии, по этой причине в процессе полноценной ревизии активов и обязательств должна проводится их проверка (часть одни, часть два, часть три статьи 11 Закона о бухгалтерском учёте, п. 38 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации», пункт 1.3 Методических указаний):

  • Всей собственности предприятия (проверяется имеющаяся собственность, а также выявления активов, не имеющих материальной формы);
  • Всех денежных обязательств компании;
  • Вещей, которые располагается не территории предприятия, но не учтены.


Проведение инвентаризаций объектов, находящихся в собственности, чаще всего происходит в срок, который был заранее установлен. Обычно даты проведения инвентаризации устанавливаются задолго до момента переучёта, а ознакомится с ними можно, изучив положение о мероприятиях, направленных на изучение и оценивание собственности корпорации. Как правило, срок проведения инвентаризации устанавливает начальник предприятия. Также возможно утвердить график плановых инвентаризаций отдельным документом. Инвентаризационная проверка, проводимая каждый год пред бухгалтерским отчётом, относится к запланированным.


В какой момент организация имеет право провести переучёт по своей воле

Не существует предписаний, запрещающих проведение инвентаризаций по воле самого предприятия.

Глава предприятия самостоятельно решает: сколько инвентаризаций, каких категорий имущества, в каких числах будет проводиться, если речь идёт о добровольном переучёте собственности. Законодательно количество инвентаризаций никак не ограниченно. (пункт 2.1 Методических указаний по инвентаризации активов, п. 26 Положения).


Переучёт собственности, который не был внесён в график, может быть проведён по требованию уполномоченных органов или по решению начальника предприятия. Такие инвентаризации обычно не внесены в график и, следовательно, узнать о них заранее почти никогда не получится.

В какое время проводить инвентаризацию

Числа, устанавливаются начальником компании. Чаще всего это точные даты, внесённые в документы, содержащие в себе и другие сведенья о мероприятиях по переучёту собственности, проводимой в этой компании (часть три статья одиннадцать Закона о бухгалтерском учёте, пункт 2.1 Методических указаний).


Дата выбирается, учитывая специфику работы предприятия, на котором будет проводиться переучёт собственности. Влияют на срок такие работы, как сдачи отчётов, объем работ в бухгалтерии и так далее.

Вот более конкретный перечень пунктов, которые влияют на дату инвентаризации:

  • Ели предшествующая ревизия была проведена в четвёртом квартале года, в который проводится отчёт, можно воспользоваться её результатами для составления годового отчёта и не проводить повторный переучёт;
  • Основные средства предприятия можно инвентаризовать единожды за три года, библиотеки и вовсе могут проводить переучёт каждые пять лет.
  • На предприятиях местоположение, которых влияет на время выполнения всех работ, переучёт продуктов производства проводится в тот момент, когда их объектов учёта становится максимально мало.

Обычно годовые инвентаризации проходят с октября по декабрь включительно. Важно отметить, что это касается имущественного переучёта, а ревизия обязательств производится в последний день года.


Важно! Мероприятия, осуществляющие инвентаризацию средств проводимые каждый год, должны быть полностью окончены до момента подписания ежегодного отчёта бухгалтерии.


Очерёдность процессов в ходе протекания переучёта активов

Неважно, по какой причине проводится проверка активов компании, протекает она добровольно, в связи с установленным графиком или является внеплановой, порядок проведения инвентаризации остаётся неизменным.


Первым делом составляется приказ о проведении переучёта средств компании. Составляется и утверждается данный указ директором, а основной смысловой составляющей указа является информация о составе проверяющей комиссии и том по каким объектам будет проведена ревизия.


По окончанию инвентаризации будет выявлено, какие объекты были повреждены, утеряны или нуждаются в ремонте, приблизительная сумма имущества компании и её обязательств.


В момент проведения инвентаризаций члены комиссии должны проверить активы, наличные и безналичные средства, задолженности и так далее, принадлежащие компании. Для того чтобы инвентаризацию провести по всем правилам, лица несущие материальную ответственность за объекты инвентаризации обязаны присутствовать вместе со всеми членами комиссии, это обязательное условие нарушать которое нельзя. Проводится переучёт имущества с помощью натурального подсчёта. Имущество, которое невозможно проверить данным путём по причине отсутствия у того физической формы проверяется при помощи документов, которые подтверждают право предприятия на владение этим имуществом, они сверяются с данными учёта.


Когда происходит ревизия обязательств, комиссия должна убедиться в том, что в документах указаны верные суммы, подтверждённые документами. Проверяются документы подтверждающие задолженности компании по кредитам, обязательные выплаты поставщикам, сумма налогообложения, и конечно же выплаты зарплат сотрудникам предприятия.


Отсутствие или наличие ошибок в документации можно подтвердить, если сверить данные имеющиеся в бухгалтерии компании с теми, что предоставит вторая сторона договора. Сверка бумаг даёт гарантию существования договора сторон, а также его честности (пп. 3.44, 3.48 Методических указаний).


В процессе прохождения плановых инвентаризаций следует обратить внимание на некоторые особенности

График прохождения переучёта средств должен быть составлен заранее, следует учесть объём предстоящей работы. План прохождения инвентаризаций утверждается начальником корпорации и практически всегда вносится в учётную политику или другой документ выполняющих похожие функции.


Иногда объектов, которые должны быть переучтены слишком много в таком случае можно организовать не одну или даже не две комиссии для инвентаризации имущества и обязанностей организации. Если организованно несколько групп, для каждой составляется отдельный план мероприятий, в котором чётко указываются все сроки и объекты, которые должны быть проверены этой группой.


Логичным будет решение выбрать датой окончания инвентаризации то число, что будет на несколько дней раньше числа, в которое начнёт составляться годовая бухгалтерская отчётность. В случае если даты будут удачно расставлены и переучёт произойдёт в срок, данные, которые получит бухгалтерия будут наиболее актуальными, а, следовательно, у налоговой не возникнет никаких вопросов к организации и честности руководителя. Примечание, все отчётные документы должны быть сданы до последнего числа декабря года, по которому пишется отчёт. (Приложение к Письму Минфина России от 09.01.2013 No 07-02-18/01).


Сплошной метод о проведении инвентаризации является лучшим

Метод по проведению сплошной инвентаризации имущественного и финансового состояния организации, оценки её активов и общей суммы долга является самым удобным и эффективным методом. В ходе протекания инвентаризации требуется учесть всю собственность, которая не может больше быть использована по своему прямому назначению и не может быть восстановлена. Иногда, сломанный объект можно продать если он утратил только часть своих функций или для того, чтобы его разобрали на запчасти если это, например станок или трактор. (Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" пункт 3.6. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.)).

 

Обязательно удостоверьтесь в том, что ваши активы не утратили своей ценности. Возможно, появилась необходимость увеличить или если до этого его не существовало создать резерв на случаи снижения ценности вашей собственности. Уменьшение ценности объектов может произойти по трём причинам, но вот две основных:

  • Объект морально устарел, на рынке появились более удобные, качественные, современные модели, которые вытеснили с рынка модель, находящуюся в вашей собственности;
  • Повреждение объекта, из-за которого он частично или полностью утратил свои возможности.

 

Если по окончанию процесса инвентаризации был найден избыток или наоборот обнаружилась недостача нестрашно, эти данные также следует отразить в направляемых в налоговую и бухгалтерию отчётах. (пункт 5.5 Методических указаний).

 

Как оформляются бумаги после получения результатов инвентаризации

Вся собранная информация об объектах и активах, проходящих инвентаризацию, вносится в специальные акты. В случае обнаружения комиссией несостыковки в учтённых данных о состоянии собственности, заполняются сличительные ведомости.

 

Формы, применяемые для ведения сличительной документации или составления описей переучтённого имущества можно взять стандартные или самостоятельно составить форму. При выявлении избытка собственности, а также если был обнаружен недостаток объектов, придётся заполнить не только стандартные бумаги, но и ИНВ-26.

 

Эти бумаги послужат начальнику основанием для издания приказа, который утвердит результаты проведённого пласта работ. Он составляется в непринуждённой форме и в обязательном порядке включает в себя сведенья о том, как будут исправлены несостыковки которые были обнаружены в документации.

 

Нужно помнить о том, что никакая организация не может быть привлечена к уголовной ответственности, потому что такой статьи в законе просто нет. Но не стоит забывать, что налоговая имеет право выписать штраф если обнаружит неверные данные в документации.


Технологии и Инновации