Убьет ли коронавирус оффлайн-торговлю?

Пертурбации в продовольственном ритейле, рекордные показатели числа свободных коммерческих помещений в мегаполисах, фантастический рост капитализации крупнейших онлайн-ритейлеров – многие рассматривают все эти факты как симптомы скорой победы интернет-торговли над традиционной. Неужели мы и правда через 5-10 лет забудем, что такое ходить по торговым центрам и ездить за продуктами в гипермаркет?

Среди мерчандайзеров, работающих на проектах Leader Team по всей стране, еще недавно ходили слухи, что в ближайшее время их профессия отомрет как класс и им всем придется переквалифицироваться в комплектовщиков заказов и курьеров. За прошедшие три месяца каждый мог убедиться, что спрос на мерчандайзинг остается стабильным, а оффлайн-торговля живее всех живых.

У большинства людей не сформирована (и не формируется) привычка покупать значительную часть товаров и услуг онлайн. Назовем и еще несколько реальных проблем, из-за которых интернет-торговля не способна в ближайшее время оказать существенное влияние на традиционную, несмотря на все имеющиеся в связи с пандемией предпосылки:

1.Онлайн-торговля не может обеспечить сопоставимый уровень сервиса

Часто покупателям приходится сталкиваться с непрофессионализмом курьеров, задержками и иными проблемами при доставке товаров. Отсутствует возможность предварительного ознакомления и самостоятельного выбора товара, что особенно важно для торговли продуктами питания.

2. У покупателей отсутствует доверие к интернет-магазинам и онлайн-оплате

В связи с наличием на российском рынке большого числа мошенников многие люди (особенно в регионах) сознательно отказываются от любых интернет-покупок, чтобы не стать жертвами обмана. Еще больший процент не использует банковские карты для оплаты на незнакомых, сомнительных сайтах.

3. Во многих категориях товаров цены в интернет-магазинах не ниже обычных

В первую очередь это относится к крупным «проверенным» магазинам, где риски из предыдущего пункта сведены к нулю. Изначально развитие интернет-торговли стимулировали более низкие цены на товары, поэтому в данном случае клиент просто не понимает, зачем ему покупать что-то онлайн и платить за доставку, если он может выбрать и купить то же самое в ближайшем магазине.

4. Интернет-торговля не реализует потенциал товаров импульсного спроса

Интернет-магазины по-прежнему неплохо справляются с продажами товаров долговременного пользования (бытовая техника, электроника), но гораздо хуже с теми товарами, которые выбирают прямо в торговой точке или «берут не думая». А ведь на товары импульсного спроса часто приходится львиная доля выручки.

5. Объективные сложности для выбора отдельных категорий товаров

Это относится к одежде, обуви, аксессуарам и даже продуктам питания. Во всех этих и многих других случаях человек хочет заранее видеть, что он покупает, и это является более важным фактором, чем экономия времени с помощью покупки через интернет.

Возможно, появление более продвинутых технологий дополненной реальности, развитие логистики онлайн-ритейлеров (например, доставка с помощью дронов), оптимизация их издержек позволят когда-нибудь сделать покупки в Интернете более удобными и выгодными, чем в традиционных магазинах. Но пока по мнению специалистов Leader Team оффлайн-торговле ничто не угрожает, что подтверждается многочисленными фотографиями длинных очередей к вновь открывшимся магазинам по всему миру.

19.06.2020