ТРЕНДЫ ОНЛАЙН-РИТЕЙЛА НА 2022 ГОД

Классический ритейл все больше расширяет присутствие в онлайн-формате, чтобы не отставать от тенденций времени. Сервисами доставки продуктов из сетевых гипермаркетов уже давно никого не удивишь. Так куда же будет двигаться онлайн-ритейл дальше?

Эксперты из Lamoda, «Золотого Яблока», Ozon Express, «Пятерочки» и «Пятерочки Доставки» выделили тренды, которые хорошо зарекомендовали себя в прошедшем году и будут продолжать использоваться дальше.

✅ Рост объема онлайн-торговли

Сегмент онлайн-ритейла продолжает привлекать новых пользователей даже после отмены большей части «пандемийных» ограничений. Многие покупатели оценили удобство онлайн-шопинга. К тому же, многие офлайн-ритейлеры запустили сервисы доставки.

💬 Георгий Чибисов, директор департамента перформанс-маркетинга Lamoda, считает, что рост интереса к электронной торговле продолжится и в 2022 году. Этот канал потребления станет привычным, а не чем-то особенным. Увеличится и рост количества покупок со смартфонов.

✅ Рост числа маркетплейсов

По мнению экспертов, количество маркетплейсов будет увеличиваться, а многие захотят побороться за звание «российского Amazon» (крупнейшая в мире компания на рынке платформ электронной коммерции: Прим. ред.). Среди претендентов: Ozon, AliExpress, Wildberries, «Яндекс.Маркет», «СберМегаМаркет» и другие.

💬 Оксана Трофимова, директор департамента маркетинговых коммуникаций «Пятерочки», отмечает, что крупные игроки постепенно расширяют количество сервисов, развивая системный подход. И этот тренд будет усиливаться.

Так, за 2021 год крупные универсальные маркетплейсы принесли примерно две трети всего прироста рынка по количеству онлайн-заказов. Ежемесячная активная аудитория (MAU) «AliExpress Россия» в ноябре составила 35 млн уникальных посетителей — рекорд за все время работы компании. MAU Ozon в ноябре прошлого года превысил 110 млн, а Wildberries — 108 млн.

✅ Запуск товаров СТМ

Доля товаров под собственными торговыми марками (СТМ) в продажах российских ритейлеров с мая 2020 года по апрель 2021 года достигла 5,3% — самый высокий показатель за последние 5 лет. В деньгах рост продаж этой категории составил 12,2%, и это в пять раз больше средней динамики по рынку FMCG. Связан такой рост с тем, что из-за пандемии покупатели стали экономить, а СТМ, как правило, стоит дешевле.

Ozon Express уже вывел на рынок более 65 позиций (кофе, молочные продукты, лимонады, товары для ЗОЖ и др.), а «Яндекс.Маркет» анонсировал выход своей СТМ в сентябре. Совокупная доля X5 Group на российском рынке СТМ составляет 36%, а в Metro один из самых широких ассортиментов CTM на рынке — более 4000 товаров.

✅ Рост сегмента срочной доставки

Популярность срочной доставки (в течение нескольких часов) стремительно набирает обороты. По данным Data Insight, в России наиболее востребованные товарные категории срочной доставки — готовая еда и продукты, а также лекарства, техника, одежда и цветы.

Летом 2021 г. у 6% магазинов была суперсрочная или «мгновенная» доставка меньше, чем за час, а еще 14% предлагали доставку в течение одного или четырех часов. В декабре Ozon сообщил, что запустил экспресс-доставку продуктов и готовой еды за 15 минут в трех районах Москвы, а в течение 2022 г. сервис охватит всю территорию города. Также экспресс-доставку за 30 минут запустил «Вкусвилл», а «Пятерочка» начала масштабировать эту услугу в разных городах в феврале 2020 г.

✅ Анонимность

Один из основных трендов в digital-ритейле — отказ от сторонних cookie-файлов. Эксперты прогнозируют, что регулирование персональных данных пользователей будет усиливаться, поскольку пользователи хотят сохранять конфиденциальность личной жизни.

Изменения в работе с данными приводят к росту популярности платформ клиентских данных — Customer Data Platform (CDP). Такие решения позволяют постоянно собирать информацию о потребителях из разных систем и создавать цифровые профили пользователей, которые маркетологи могут использовать для таргетирования и персонализации.

✅ Устойчивое развитие и ответственное потребление

Концепция устойчивого развития (sustainability) включает в себя следующие цели: ликвидация нищеты, голода, хорошее здоровье и благополучие, качественное образование, ответственное потребление, производство и др. В последние годы этот тренд стал все более актуальным для российского бизнеса — более половины ритейлеров участвуют в волонтерских проектах помощи людям, а также программах сбора мусора и сортировки отходов (данные NielsenIQ).

К примеру, «Пятерочка» предоставляет покупателям инфраструктуру для сбора и передачи вещей на переработку, а также запускает совместные эко-проекты с другими игроками рынка. Вместе с Procter&Gamble, проектом «Сборка» и ГК «ЭкоТехнологии» компания открыла в Екатеринбурге экологический центр. А вместе с Unilever — провела совместную акцию по сохранению российских лесов.

✅ Соцмедиа как канал продаж

В октябре прошлого года число активных авторов в социальных медиа в России составило 66,4 млн руб. — на 2,4 млн больше, чем за год до этого.

Что касается статистики (данные «Мегафона»), за год совокупный объем мобильного интернет-трафика в соцсетях удвоился. 35,5% потребляемого трафика приходится на Instagram, 28% — на «ВКонтакте» и еще 24% — на TikTok. Последняя платформа показала самый высокий показатель прироста: мобильный интернет-трафик на платформе увеличился более чем в два раза.

Эксперты считают, что с ростом популярности соцсетей продолжит расти их роль как канала продаж для ритейлеров. Так, Instagram в прошлом году запустил в России сервис Instagram Shopping, который позволяет приобретать товары через метки на фото.

🌐 Источник: AdIndex