ТРЕНД 2022 ГОДА: РАСТИТЕЛЬНЫЕ АНАЛОГИ ЖИВОТНЫХ ПРОДУКТОВ
Потребительские предпочтения постоянно меняются, а с ними — и рынок ритейла. За последние несколько лет продуктовая линейка многих сетевых магазинов претерпела значительные метаморфозы. Один из ярких трендов, активно набирающих обороты, — расширение ассортимента растительных аналогов животных продуктов.
📊 СТАТИСТИКА
С ноября 2020 г. продажи продуктов на основе растительного мяса выросли более чем в два с половиной раза. Ранее подобная динамика была характерна для рынка альтернативного молока — с мая 2018 г. по апрель 2019-го рост его продаж составил 561% в натуральном и 253% в денежном выражении. В России, по данным NielsenIQ, сегмент продуктов, включающий растительное молоко, сливки, йогурты, творог, сметану, кефир и мясо вырос в 2021 г. на 18% в денежном выражении, на 19% — в натуральном, — тогда как группа аналогичных традиционных товаров в денежном выражении выросла на 6%, а в натуральном сократилась на 1% по сравнению с прошлым годом. В целом за 2021 год ассортимент «альтернативных продуктов» в торговых сетях и магазинах у дома вырос в два раза.
В мире на 264% увеличились покупки людьми мяса на растительной основе (данные Bloomberg на ноябрь 2021 г.). В России такие продукты включают в рацион хотя бы раз в месяц 34% населения. Если рынок растительного мяса будет развиваться теми же темпами, что и рынок альтернативного молока, продажи первого за 10 лет могут увеличиться в 17,5 раз.
🚀 ПЕРСПЕКТИВЫ
В 2022 году ожидается появление еще большего числа растительных сыров, рыбы, расширение ассортимента мясных деликатесов, а также появление растительного аналога куриного яйца российского производства. Над разработкой альтернативного яйца работают несколько российских компаний – как в части создания жидкой массы для приготовления омлета, так и полноценного яйца с подобием желтка «в скорлупе». Об этом заявила исполнительный директор Союза производителей продукции на растительной основе («Растительные продукты») Валерия Родина.
Для ритейлеров растительные продукты — перспективная категория товаров, поскольку на фоне пандемии у многих поменялось отношение к мясу. Люди стали внимательнее следить за здоровьем и пересмотрели рацион. Еще в ноябре 2020 г. Unilever заявил, что планирует за пять лет достичь товарооборота не менее €1 млрд в сфере овощных альтернатив мясным продуктам и молочных заменителей.
👩🏻👨🏻 ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
В первую очередь производители аналогов животных продуктов ориентируются на поколение Z — людей, родившихся c 1997 по 2012 годы. Эта группа потребителей больше заботится об экологии и поддерживает идеи этичного отношения к животным. Таким образом (по мере взросления представителей поколения Z) в России с каждым годом становится все больше вегетарианцев, а значит — и потребителей альтернативных продуктов на основе растительного белка.
Многие не отказываются от продуктов животного происхождения, а сокращают объемы их потребления, открывая для себя альтернативные товары. Особенно популярны растительные аналоги во время Великого поста — тогда у производителей есть уникальная возможность «познакомить» покупателей со своей продукцией. Так, продажи растительного мяса в марте 2021 г. по сравнению с февралем выросли на 53% в натуральном выражении, в 10 раз опережая среднегодовую динамику в категории.
01.02.2022