ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ МЕРЧАНДАЙЗИНГА
Сегодня хотели бы уделить внимание ключевому понятию нашей сферы — мерчандайзингу — и рассказать об истории его возникновения.
У термина английские корни («merchandise» — продвигать, рекламировать, продавать), он обозначает составляющую маркетингового процесса, направленную на оптимизацию, увеличение и улучшение качества и количества продаж. Если коротко, мерчандайзинг определяет, какой товар выгоднее продавать, где, кому и по какой цене.
Сегодня это маркетинговое направление используется крупными розничными торговыми точками — гипермаркетами и супермаркетами. Но так было не всегда.
НАЧАЛО
Методы мерчандайзинга применялись еще во времена зарождения торговли. Продавцы не знали о существовании мерчандайзинга и действовали интуитивно, оригинально выкладывая товары и демонстрируя перед потенциальными клиентами сильные стороны продукта. Уже тогда хозяева лавок понимали, что эти действия напрямую влияют на количество продаж.
В последующие века это искусство совершенствовалось, продавцы изобретали новые средства для придания витрине или магазину индивидуальности и узнаваемости.
РАЗВИТИЕ
Толчком к развитию мерчандайзинга стала индустриализация — процесс ускоренного социально-экономического перехода традиционного этапа развития к индустриальному. Она происходила в разные периоды: в Великобритании — в середине XIX века, во Франции — в начале 20-х годов XX века, в Российской империи — с конца XIX до начала XX вв. Как следствие, выросла конкуренция между производителями — они начали искать эффективные методы, чтобы «оставаться на плаву».
В тот период стало понятно, что покупатель готов платить больше за товары более низкого качества, но более привлекательные эстетически.
ПОСЛЕВОЕННЫЙ РОСТ
Еще один важный этап развития мерчандайзинга — рост торговых предприятий, розничных сетей продаж и магазинов после Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Производители стали обучать продавцов методикам, которые помогли бы обойти конкурентов и повысить продажи. В это время мерчандайзинг становится самостоятельной профессией на стыке маркетинга, психологии и социологии, которая основывается на изучении поведения потребителей.
МЕРЧАНДАЙЗИНГ В РОССИИ
В России мерчандайзинг появился не так давно – в 90-е годы прошлого столетия. Развитие этого направления совпало с появлением на российском рынке мультинациональных корпораций. Первыми в стране на мерчандайзинг обратили внимание розничные продавцы. Они старались грамотно расставить товары и привлечь больше посетителей, в то время как советские супермаркеты из-за существующего дефицита были «на одно лицо». Позже это веяние подхватили и торговые сети, и в 2000-х годах начали появляться BTL-агентства, которые работают с продуктами в рознице и предоставляют услуги мерчандайзинга.
Как видим, мерчандайзинг существует на протяжении столетий, и сегодня ни одна торговая сеть не обходится без применения его технологий.
01.02.2022