Своя розница: стоит ли производителю развивать собственную сеть?
Одним из трендов последнего времени в российском ритейле стало желание целого ряда крупных производителей заняться развитием канала прямых продаж, как в традиционном формате, так и через Интернет. При этом открытие собственных розничных магазинов связано как с большими инвестициями, так и с большими рисками, ведь конкурентами фактически выступают федеральные розничные сети, имеющие прямой доступ к дешевым кредитам, развитую логистическую инфраструктуру и давно выстроенные эффективные бизнес-модели.
Ритейл – совершенно особая отрасль, успешно войти в которую без опыта, знаний и финансовых ресурсов крайне проблематично. Пожалуй, за последние 25 лет ни одна сфера экономики не развивалась так успешно, и сегодня российский ритейл ничуть не уступает своим коллегам из стран Западной Европы и США. Понятно, что новичков на этом рынке никто не ждет, а значит риски неудачи при запуске нового проекта крайне высоки, но возможный профит привлекает в эту сферу все новых игроков.
Фактически сейчас для производителя существует не так много ситуаций, при которых действительно стоило бы заниматься развитием собственных монобрендовых торговых точек:
- Предложенные компании условия сотрудничества с сетями делают реализацию продукции через них нерентабельной или недостаточно выгодной;
- Компания работая на локальном рынке, имеет явные конкурентные преимущества и высокий спрос на продукцию;
- Все основные конкуренты в данной товарной группе успешно развивают собственную розницу.
В остальных случаях речь скорее стоит вести о диверсификации канала продаж, расширении перечня основных контрагентов из числа оптовиков и предприятий розничной торговли. Такие решения не потребуют значительных инвестиций, расширения штата с приглашением, в том числе, и новых топ-менеджеров, да и риски неудачи минимальны. В худшем случае придется распрощаться не с миллионами рублей, а считать небольшую упущенную выгоду от пробных поставок.
С какими проблемами может столкнуться производитель, открывая свою сеть?
Создание фактически нового бизнеса «с нуля» — это всегда непростая задача, а если речь про ритейл – вдвойне. На рынке не так много специалистов, которые помогут сделать проект действительно успешным, поэтому большинство опираются на ту же самую команду, которая уже работает у них на производстве. При этом надо понимать, что торговля – это, в первую очередь, эффективное доведение товара от производителя до конечного потребителя, об этом говорят все гуру ритейла, включая Сергея Галицкого.
Такой принцип складывается из грамотной логистики и качественной обработки товара непосредственно в торговой точке. Ключевыми моментами, таким образом, становятся транспорт, склад и мерчендайзинг. К слову, существует способ как получить все эти бизнес-процессы к себе в проект в уже готовом, отлаженном виде – и имя ему аутсорсинг. В частности, известная компания Leader Team активно оказывает услуги по аутсорсингу мерчендайзинга и рутинных операций на складах и производственных площадках.
Услуги Leader Team уже помогли запустить несколько проектов успешно и в максимально сжатые сроки, ведь инвестору в таком случае не приходится тратить время на поиск, найм и обучение сотрудников.. Кроме того, он получает комплексную услугу с гарантированным результатом – аутсорсер берет на себя весь процесс целиком и несет ответственность за его качественное исполнение вне зависимости от любых обстоятельств. Да, поначалу стоимость услуг может казаться завышенной, но на деле аутсорсинг ведет к экономии.
Конечно, аутсорсинговые компании решат только часть возможных проблем, ведь успех проекта зависит от невероятно большого количества различных факторов, от правильного выбора помещений до верного понимания ситуации на конкретном рынке в конкретном городе или регионе. Риск – всегда благородное дело, но любой большой проект должен быть хорошо просчитан специалистами, поэтому мы рекомендуем не торопиться и дважды подумать перед принятием решения об открытии собственной сети.
21.11.2019