Контроль со стороны: Новые методы борьбы с неэффективности и круговой порукой

Человеческий фактор остается ключевым обстоятельством, сдерживающим развитие многих компаний. При этом определить болевые точки часто оказывается не так просто, ведь собственные сотрудники на всех уровнях склонны разными способами завышать показатели своей деятельности с молчаливого согласия их непосредственного руководства, также заинтересованного в высоких квартальных премиях для себя. В результате информация, поступающая снизу вверх, имеет мало общего с реальностью и топ-менеджмент не может понять, почему «успехи на местах» не выливаются в рост ключевых экономических показателей.

Успешный опыт крупного российского бизнеса говорит о необходимости перехода на внешний аудит и независимую инвентаризацию. Сторонние ревизоры, супервайзеры, аудиторы, тайные покупатели и другие специалисты разбивают круговую поруку, в этом им очень помогают современные технологии. Они никак не связаны с компанией, материально не зависят от руководства конкретного подразделения и часто просто не имеют технической возможности корректировать данные (фотоматериалы, информация со сканеров), что обеспечивает объективность полученной информации. Выделяют три основных категории услуг в данной сфере:

- розничный аудит – аудит торговых точек, к нему же относится онлайн-аудит;
- аудит качественной и количественной дистрибуции;
- независимая инвентаризация на производствах, складах и в торговых точках.
Работа «в полях» — лишь первый этап, далее в бой вступают профессиональные бизнес-аналитики, специалисты в сфере консалтинга и ИТ для бизнеса. Это позволяет не только выявить возможные нарушения стандартов выкладки товара и проблемы с уровнем сервиса, оценить эффективность рекламы и маркетинговых мероприятий, определить реальную производительность каждого сотрудника и масштабы злоупотреблений в конкретных подразделениях, но и найти решения, основанные на опыте ведущих мировых корпораций. Аудит дистрибуции – лучший инструмент контроля и оценки работы региональных представителей, а в рамках розничного аудита можно также получить важную для маркетологов информацию о деятельности компаний-конкурентов.

Крупным поставщиком таких услуг для ведущих торговых сетей и товаропроизводителей является компания Leader Team, ведущая бизнес в десятках регионов страны. Основные преимущества аутсорсинга актуальны и в данной сфере:

Готовые решения для бизнеса – заказчик получает услугу «под ключ» и результат в виде отчета в удобной и понятной форме с рекомендациями для себя;
Запрос в соответствии с текущими потребностями – компания оплачивает только те услуги, которые ей нужны, и именно в тот момент, когда они требуются;
Отсутствие накладных расходов – оплата услуг происходит по прайс-листу, при этом не требуются отчисления во внебюджетные фонды как в случае с сотрудниками;
Возможность быстрого запуска проекта в любом масштабе – у аутсорсера есть штат подготовленных специалистов в разных регионах страны;
Отсутствие инвестиций в подготовку кадров и приобретение необходимого для проведения проверок оборудования;
Контрольно-ревизионные мероприятия не влияют на основную деятельность компании, потому что сотрудники не принимают непосредственного участия.

Альтернативой сервисам Leader Team и других аутсорсеров выступает создание собственного подразделения внутри компании, которое будет заниматься этими вопросами. При этом необходимо учитывать, что это весьма дорогое удовольствие, ведь одно только обучение и техническое оснащение специалистов стоит приличных денег. Найм людей в штат сделает расходы постоянными, ведь платить зарплату придется всегда, вне зависимости от потребности в проверках, а также увеличит нагрузку на бухгалтерские и кадровые службы. И что мы получаем взамен? Сотрудников без серьезного опыта с жесткой географической привязкой к месту жительства (либо требуется закладывать еще и расходы на командировки). Справедливости ради, в некоторых российских компаниях существуют подобные подразделения, но это под силу лишь крупному бизнесу.

Самое главное, что внешний аудит и независимая инвентаризация всегда приводят к тем результатам, ради которых руководство и решается на эти тяжелые для компании перемены. Бизнес, избавившись от проблем, получает новый импульс к развитию, но это происходит только в том случае, если топ-менеджмент не ограничится одними только контрольными мероприятиями, а будет готов и к непростым кадровым решениям по их завершению. В современных условиях, в отличие от лихих 90-х, прозрачность компании играет только на руку их собственникам и привлекает потенциальных инвесторов.

23.01.2019