Итоги 2018 года для российских ритейлеров
Прошедший год эксперты и сами представители предприятий розничной торговли оценивают со сдержанным оптимизмом. Окончательная сводная статистика в целом по отрасли появится не раньше февраля-марта, но уже сейчас можно уверенно говорить, что 2018-й стал более удачным, чем предыдущие 2-3 года. На руку ритейлерам сыграл рост реальных доходов населения (впервые за 5 лет), а наиболее успешными стали первые два квартала. Восстановление потребительского спроса заметили и в смежных отраслях – пошли вверх ставки аренды коммерческой недвижимости, растут объемы продаж услуг в сегменте B2B.
Самочувствие розничной торговли во многом является индикатором экономической ситуации в стране в целом. В первом полугодии восстановительный рост в отрасли, который начался еще в 2017-м, значительно ускорился. В дальнейшем девальвация рубля на 20 процентов и рост ставок в экономике сделали свое дело, но с учетом традиционного декабрьского скачка спроса практически на все категории товаров прирост валовой выручки в отрасли может превысить 3 процента.
В продуктовом ритейле и других сегментах рынок продолжает концентрироваться в руках крупнейших компаний, а западные сети постепенно покидают Россию, продавая свой бизнес все тем же лидерам. Уход с рынка компаний, не имеющих большого запаса прочности, позволил крупным игрокам не только сохранить, но даже повысить показатель рентабельности – сегодня они чувствуют себя вполне комфортно, несмотря на все риски и негативные факторы. С уверенностью смотрят в будущее и их партнеры, например, компания Leader Team, специализирующая на аутсорсинговых услугах для ритейлеров.
Национализация «Магнита» и основные тренды года
Год начался со знакового события – «Магнит» перешел в собственность государственного банка ВТБ. Активно ходили слухи о грядущей национализации «Ленты» и других крупных игроков, но они пока так и не подтвердились. Объективно говоря, нет никаких предпосылок к «восстановлению Госторга», о котором в один голос говорили пессимисты в январе прошлого года. Уже сегодня покупка «Магнита» выглядит скорее тактическим ходом и желанием ВТБ выгодно вложиться в ключевую для страны отрасль, чем частью большого плана по дальнейшему наращиванию доли государства в экономике.
Главный тренд года – цифровизация, в крупных супермаркетах все чаще появляются кассы самообслуживания, тележки со встроенным сканером, собственные интернет-магазины со службой доставки. Причины ровно те же, что мотивируют ритейлеров обращаться в Leader Teamи другиекомпанииза аутсорсинговыми услугами, а именно необходимость оптимизации постоянных расходов на персонал. Новые решения окупаются в среднесрочной перспективе, позволяют повысить уровень сервиса и привлечь новых клиентов. Сразу на треть выросли обороты электронной коммерции, поэтому в этот сегмент массово идут «традиционные» ритейлеры.
Спокойной ночи, малыши!
Если крупнейшие федеральные сети спокойно закладывают в базовый прогноз двузначные цифры (в процентах) роста валовой выручки, то малый и средний бизнес не столь оптимистичен. В текущей экономической ситуации потребитель особенно чувствителен к ценам, поэтому на рынке побеждает тот, кто готов предложить минимальную стоимость. Даже в крупных городах многие не стесняются обойти минимум 2-3 магазина разных сетей, чтобы купить разные товары исключительно по акциям. На акционных товарах в 2018 году вообще делалась значительная часть выручки.
Неблагоприятные рыночные условия и усиление конкуренции заставляют региональные розничные сети искать новые для себя решенияи бороться с издержками, чтобы сохранить свою долю рынка. Нередко они адаптируют лучшие практики своих конкурентов – федеральных ритейлеров. В частности, компания Leader Team отмечает значительный рост спроса на аутсорсинговые услуги со стороны новых клиентов, которые раньше никогда их не заказывали. В компании всегда рассматривали малый и средний бизнес в качестве ресурса для увеличения объемов продаж, и только сейчас это удается реализовать.
Что ждать от 2019?
На этот счет высказываются разные мнения, но консенсус-прогноз представителей крупных сетей и независимых экспертов весьма пессимистичен. Реальных предпосылок для роста продаж нет, да и сдерживать текущие цены в условиях повышения НДС и акцизов на топливо будет крайне сложно. Первые признаки торможения появились еще в III квартале 2018-го года, когда рост замедлился почти у всех крупных игроков, а «Лента» и вовсе показала отрицательный результат. Виной всему все та же динамика роста реальных доходов, который в основном пришелся на первый и второй кварталы, валютные колебания и сезонный фактор.
Без всяких сомнений, федеральные сети продолжат и дальше наращивать свою долю рынка (особенно это касается ритейлеров, специализирующихся на продаже продуктов питания) за счет экспансии в регионах, что в настоящий момент сдерживается только инфраструктурными ограничениями. Адаптация после утраты доступа к недорогим финансовым ресурсам заняла несколько лет, но сейчас крупные ритейлеры вновь готовы к инвестициям в капитальное строительство, а также все более активно используют объекты и логистические решения компаний-партнеров.
При всех возможных негативных предпосылках нельзя забывать и про фундаментальные факторы, указывающие на хорошие перспективы розничной торговли в будущем. Нигде в Европе не найти рынок на более 100 млн человек с высоким уровнем урбанизации и явной концентрацией населения в крупнейших агломерациях. Это идеальные условия для развития крупных розничных сетей, что понимает любой потенциальный инвестор. Рано или поздно эти факторы обязательно вернут отрасль на траекторию уверенного роста.
29.12.2018