Оценка эффективности обучения персонала

Обучение персонала необходимо всегда, особенно в случаях, когда речь заходит об опасных производствах, когда даже небольшие отступления от технологии или требований безопасности способно привести к трагедии. Соответственно от персонала на таких предприятиях требуется высокий уровень квалификации, как в вопросах технологии производства, так и мер пожарной безопасности, охраны труда и так далее.


Учесть необходимо и факт постоянного совершенствования технологий, требующий обновлять знания персонала, обучать его и делать оценку по использованию новейшего оборудования и внедряемых инновационных решений.


Обучение выгодно и самому работнику, получающему возможность:

  • Претендовать на большую должность, включая возможности совмещения.
  • Расширить собственные профессиональные знания и компетенции.

Во многих случаях требование обучения персонала по конкретным программам, является обязательным, поэтому работодатель, выполняя эти требования, демонстрирует собственную законопослушность. В Ростехнадзоре наказывают нарушителей значительными штрафами за нарушение подобных требований.


Используемые на предприятиях программы обучения призваны обеспечить постоянное соответствие сотрудников требованиям времени. В условиях постоянного усовершенствования технологий, компетенции персонала стремительно устаревают, требуя соответствующего обновления и оценки. В полной мере актуально обучение и для молодежи, еще не имеющей за плечами большого опыта, позволяющего накопить определенные навыки.

Для чего необходима оценка эффективности обучения


Обучение сотрудников на предприятии связано со значительными финансовыми затратами, поэтому необходимо иметь представление об экономической эффективности подобных инвестиций. Необходимый эффект может быть получен только при должном уровне организации учебного процесса и его оценки.


Имея подготовленный персонал, работодатель получает возможность формировать профессиональные команды, обладающие потенциалом решения самых сложных задач. Кроме того, распределение трудовых обязанностей оказывается более эффективным и разумным методом.


Основные затраты на обучение и проведение мероприятий оценки:

  • Покупка учебных программ.
  • Создание условий для проведения обучения.
  • Затраты на оценку эффективности знаний.
 
Чем больше объективности в оценке достигнутых результатов получает работодатель, тем более эффективными оказываются его вложения.


Эффективностью учебной подготовки характеризуется показателями прироста продуктивности труда отдельного работника по завершению обучения. Соответственно от степени потенциала персонала зависит общая результативность и развитие бизнеса.


Работодатель в свою очередь выявляет степень целесообразности проведения обучения на основе практической выгоды, приобретаемой в случае его реализации, и возможности применять полученные результаты в производственной деятельности.

Критерии результативности и эффективности обучения персонала



Наиболее эффективной методикой определения результативности в обучении выступают методы экспертных оценок. Они предусматривают привлечение эксперта и сбор большого объема информации, как до момента получения профобразования, так и после него.


На основе массива данных эксперт проводит оценку эффективности обучения – устанавливает качество и степень роста компетенций персонала и сопоставляет данные показатели с производственной деятельностью. Эффективным должен считаться только тот метод в обучении, результаты которого ведут к повышению финансовых результатов организации.


Критериями результативности необходимо считать:

  • Объем приобретаемых работником знаний. Для его установления вводится форма отчетности, позволяющая определить объем новых усвоенных сотрудником знаний и его профессиональное развитие.

  • Отдача предлагаемых новаций. На основе приобретенных знаний и навыков работником вносятся рационализаторские предложения и инновации, степень рентабельности которых определяется экспертом.

  • Производительность труда после учебы. Экспертом проводится оценка значений производительности труда, объема выработки или сбыта продукции в зоне ответственности работника, завершившего обучение.
 
  • Удовлетворение руководства. Через месяц после образовательной подготовки руководитель сотрудника в анкете высказывает свое мнение о произошедших изменениях в работе подчиненного, на основе чего экспертом составляется свое мнение, связанное с эффективностью выбранного метода учебных мероприятий.
 
  • Сокращение затрат. В процессе проведения оценки эксперт отталкивается на изменившиеся показатели финансовых затрат и потерь времени на выполнение тех или иных операций.
 

Делая оценку эффективности обучения, которая выступает основным средством определения целесообразности организации учебных мероприятий и методов, можно предположить какой будет результат.


Как оценить отдачу от учебной подготовки

Результативность труда является наиболее объективным из показателей учебы. Среди других критериев оценки необходимо выделить:

  • Общественно-социологические. Проводятся посредством анкетирования и проведения интервью.

  • Статистические. Основаны на проведении оценок, математического анализа и расчетных формул. Например, экономический эффект (S) определяется как произведение прироста продукции на единицу времени (P) и цены единицы продукции (C) за минусом затрат на обучение (Q) S = (P х С) – Q.

  • Оценочные. После завершения учебы работнику ставятся новые задачи, и по результатам того, как он с ними справился, делается вывод о степени эффективности проведенного обучения.
 

Руководство предприятия только через обучение персонала и последующую положительную оценку способно внедрять новое оборудование, расширять ассортимент выпускаемых товаров. Кроме того, с его помощью возможно снижение величины производственных издержек. Соответственно проведение обучения персонала является для работодателя одним из важнейших направлений его деятельности.


Развитие персонала несет в себе и мотивационную составляющую, положительно влияя на уровень микроклимата, формируемого внутри коллектива.


Основные оценочные показатели, используемые экспертами:


  • Увеличение прибыли.

  • Расширение рынков сбыта.

  • Оптимизация продаж.

  • Повышение качеств продукции.

  • Сокращение доли брака.
 

Для получения подобных данных необходимо проведение большого объема аналитической работы, существенных временных и материальных трат, координации действий многочисленных участников. Поэтому проведение оценки целесообразно на ежегодной основе (1 раз в год).


Вопрос возвратности вложенных инвестиций в обучение выступает одним из основополагающих для бизнеса, поэтому необходимо предусмотреть систему количественных оценок. Особенно актуально это для представителей малого бизнеса.


Проводя оценку, целесообразно разделить информацию на два компонента:

  • Рентабельность инвестирования в обучение.

  • Продуктивность учебного процесса.
 
С целью достижения результатов с необходимой эффективностью целесообразно делать внедрение программ по оценкам на начальном этапе организации корпоративной системы. Измеряемые значения заранее определяются и оперативно корректируются, а в процессе сбора данных требуется соблюдать принципы непрерывности.


Возврат на знания (ROK - return on knowledge).


Определение оценок производительности по данной категории опирается на прирост результативности хозяйственной деятельности и относится к самому процессу обучений. Увеличение прибыли при этом осуществляется за счет наращивания показателей выручки организации или сокращения величины ее затрат.


Возврат на инвестиции (ROI - return on investment) – окупаемость инвестиций осуществляется путем соотношения между размером получаемой прибыли и объемом инвестиций. Посредством показателя выгоды инвестиций определяется через призму постоянной оптимизации расходов и совершенствование процессов ведения учебной деятельности.


Для определения показателя ROI возможно применение различных методов в оценке, направленных на решение нескольких базовых задач:


  • Оптимизация количества поставщиков образовательных услуг посредством выбора наиболее оптимальных решений по выбору организаций, организующих обучение, и соответствующих учебных программ на основе их сравнения.
 
  • Сокращение стоимости 1 часа обучения.

  • Увеличение мотивационной составляющей персонала и уровня его лояльности.

  • Оптимизация сроков учебного процесса.

  • Сокращение времени между выявлением потребности в обучении и его проведением.

  • Сокращение времени отрыва персонала от производства на обучение.

  • Отображение в денежном размере ценности обучения.

  • Установление сроков возврата вложений в обучение работников.
 

Вместе с этим процесс вычисления ROI отличается значительной сложностью и трудоемкостью. Фактически определить искомые показатели можно только при условии соблюдения нескольких условий:


  • Значительная продолжительность обучения.

  • Важность программы для достижения стратегических корпоративных целей.

  • Заинтересованность руководителей, ответственных за конечные решения.


Для определения ROI используется расчетная формула:

((Доход с обучения – Траты)/Затраты) х100% (10)


В свою очередь формирование суммарных затрат на организацию образования осуществляется из следующих категорий:


  • Затраты на проведение обучения в соответствии со сметой.

  • Затраты на осуществление обучения по личной карточке расходов.

  • Число работников, прошедших учебную программу.

  • Продолжительность учебных человеко-дней.
 

Критериями при оценке эффективности качественной или некачественной организации учебного процесса можно выделить и отзывы, получаемые от клиентов, имеющих возможность оценить работу, возлагаемую на персонал до обучения и после него. Сокращение количества негативных оценок свойств продукции или оказываемого сервиса является отображением положительной эффективностью полученного и применяемого обучения.


Косвенным показателем при оценке выступает и текучка персонала, так как в коллективе настоящих профессионалов, объединенных общей целью, данное проявление оказывается на минимальном уровне, снижается количество внутренних конфликтов, возникающих между работниками. Между тем, именно наличие эффективной команды является фундамент успешного функционирования любой компании.

Технологии и Инновации предлагаемые для мерчандайзинга ювелирных изделий